Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Если дать ребенку возможность развиваться беспрепятственно, то, по мнению ряда специалистов, он будет использовать возможности своей психики гораздо более продуктивно и станет более развитой, в психологическом смысле, личностью.
Однако термин «беспрепятственно» должен включать в себя и возможность знакомства с ограничениями и рамками. Знакомством с этикой и моралью культуры – а эти моменты почему-то зачастую выпадают из внимания мам, решившихся воспитывать ребенка в стиле беспрепятственного развития.
Исследования на эту тему начались около ста лет назад, когда ученых заинтересовали возможности детской психики и что движет ей, психикой, в процессе созревания. Многие работы зарубежных авторов стали настоящими бестселлерами на наших книжных прилавках, однако незаслуженно оказались практически забытыми работы наших соотечественников. Так, например, всем известный «кризис трех лет» был предложен фактически Выготским, равно как и понятие «психологического возраста» (сейчас, впрочем, в обывательском смысле несколько отличным от его классического понимания). Он же обратил внимание и на то, что дети развиваются в определенно культурно-историческом контексте, опираясь на те знания, что предлагают им взрослые, формируя вокруг них среду. Его исследования были продолжены и углублены Леонтьевым и Элькониным, которые внесли свой вклад в понимание кризисов развития и существенно расширили понятие о периодизации детского возраста. Несмотря на то, что их научные интересы лежали в области периодизации, игр и развития ребенка посредством получения определенных «знаков» и «символов» от взрослых, все эти крупные исследователи психологии развития отмечали и важность новых впечатлений, не вдаваясь, однако, в исследование этой темы глубоко.
Действительно крупным советским ученым, глубоко затронувшим эту тему, является Лидия Ильинична Божович, которая исследовала личностные аспекты психического развития детей и эмоционально - потребностную сферу. И если эти термины были объяснены и им было отдано важное место в развитии еще Д. Б. Элькониным, то она посвятила свои научные труды доказательству существования у человека потребности в новых впечатлениях. Именно эта потребность, считала она, является определяющей для развития любой личности. Потребность эта в нашу психику встроена в виде ориентировочного рефлекса, который в эту потребность затем и «трансформируется». Для того, что бы удовлетворить эту потребность, являющейся природной, необходимой для выживания как отдельной особи, так и всего вида, необходимо подражать, формируя новый условный рефлекс. Собственно, воспитание и является формированием условных рефлексов – мы требуем от детей выключать свет, смывать в туалете, здороваться со старшими, доводя это все до уровня автоматизма. Сокращая, тем самым, время, которое требуется ребенку (а затем и взрослому), для осуществления некой стандартной операции. Страшно подумать, во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы думали над каждым своим действием, не оставляя возможности для облегчения своего существования путем использования рефлексов.
Итак, ориентировочный рефлекс является необходимым минимум для развития ребенка. Для того, что бы удовлетворить потребность психики в реализации этого рефлекса, ребенок должен в новой ситуации усвоить подражание и усвоить некий социальный опыт. Из усвоение этого опыта (то есть реализации ориентировочного рефлекса) развивается общение и привязанность к взрослому – уже как к источнику новой и старой информации. Важно, что на этой же базе основывается и интересы и склонности ребенка. Отдельно отмечает психолог и тот факт, что ни одно воздействие на личность ребенка не будет эффективным без элементов новизны.
Таким образом, для того, что бы увлечь не только младенца, но и подростка, чем –либо необходимо добавлять интересное и новое, что будет ребенка впечатлять. А эта задача – одна из самых сложных в педагогике, и неважно – «домашней» или школьной.