Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Воображение является одним из важнейших психически новообразований дошкольного возраста и оно формируется на протяжении всего дошкольного возраста: с трех до семи лет.
И для того, что бы воображение развивалось и «углублялось» необходимо его развивать. Самый доступный способ развития воображения для детей – это игра. А самая перспективная игра для развития воображения – сюжетно-ролевая.
Воображение принято делить на две категории: аффективное и познавательное. Аффективное воображение это то воображение, которое помогает ребенку справиться со своими сильными переживаниями и защитить свое «Я». Ребенок создает внутри себя миры, где он может создать компенсаторные ситуации (например, воображает себя динозавром, или могущественной феей, великаном и так далее). Также при помощи аффективной части воображения ребенок проигрывает в воображении ситуации, которые связаны с острыми переживаниями и находит внутри себя поддержку для негативных ситуация в реальности. Познавательное воображение направлено на развитие представлений ребенка о мире, оно помогает достроить образ, получить более развернутую картину.
Дошкольники любого возраста сильно отличаются от деток в раннем возрасте – они не испытывают резких аффективных приступов по незначительным поводам и их внешняя эмоциональная жизнь, если можно так выразиться, куда как более спокойна. Однако это не значит, что их внутренняя эмоциональная жизнь становится бледной. Как раз наоборот – благодаря воображению дети строят целые миры, в которых происходят приключения, достойные быть запечатленными лучшими режиссерами мира. На внутреннем экране разворачиваются масштабные действия, рождаются и умирают города, вырастают леса, в небо летят на крыльях.
Эмоции, которые испытывает ребенок представляя что-то позволяют удовлетворить желания ребенка, поэтому дети так часто «сбегают» в тот, внутренний мир, и пока не научатся разделять его с внешним, могут пугаться обыденных вещей. Так, под их кроватью действительно, в одной из реальностей живет медведь, а сливное отверстие в ванной ведет в непознанный и страшный мир. Благодаря этим эмоциям дети могут предвосхищать некоторые события и быть готовым к ним. Предвосхищение же позволяет ребенку знать уже, к какому результату могут привести те или иные действия и какую оценку они получат у взрослых или сверстников (зачастую разную). Если дети предвосхищают оценку положительную – они становятся более активны в своих действиях, если они ждут отрицательной оценки, то благодаря возникающей тревожности, могут тормозить свои действий (не избавляясь, впрочем, от тревожности). Способность к предвосхищению ляжет в основу эмоциональной регуляции действий ребенка.
Меняется и структура эмоциональных процессов: дети внешне гораздо меньше проявляют обиду, злость. Если раньш5е в структуру реакции входили только моторные и вегетативные проявления (крик, покраснение, слезы и так далее), то сейчас, в дошкольном детстве, в реакции входят и сложные формы восприятия, образного мышления и воображения.
Расширяется и круг реакций, в том числе аффективных – сочувствие другому, сопереживание, сожаление – все это чувства, которые появляются только у дошкольников, не раньше. Бесполезно требовать сочувствия и понимания у младенца, равно как и у ребенка от года до трех: для того, что бы почувствовать эти эмоции необходимо возникновение воображения.
Воображение – этот тот «инструмент» который делает ребенка все более и более «человеком». Имея воображение мы можем понять смысл моральных норм и осонов взаимодействия между людьми.