Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Бабушка на выходные осталась с внучкой и ее подружкой. Девочки - подростки. Она была удивлена, почему подружка не здоровается, не благодарит за поданный обед, не использует в речи элементарные «волшебные» слова «Пожалуйста, спасибо, доброе утро...»?
После этого я стала наблюдать за собой и за членами семьи. Всегда ли мы вежливо обращаемся друг к другу? Покоробило вдруг, что дети пусть и с вежливой интонацией, используют короткие фразы: «Дай ложку, отнеси, постирай…» Фраза не выстраивается полностью: «Мама, постирай, пожалуйста, мои джинсы», а выглядит неким обрубком - приказанием: «Постирай!» Это ужаснуло. Мы так привыкли к этому стилю, что столько лет не замечали и лишь посторонний взгляд помог обнаружить проблему.
Если честно, то «волшебные» слова - это пустой звук в том смысле, что информации в себе не содержат. Они не олицетворяют ни объект, ни действие. Но они жизненно необходимы всем, потому что выражают уважение к тому, кому предназначены. Я сама и дети мои будут их произносить (это отслеживаю), так как они помогают осознать то, что говоришь и кому говоришь.
Если ребенок кричит: «Дай колготки! Налей компота! Достань мяч!» - это некий выплеск потребности, желания, который практически не «включает» голову. «Папа, почини, пожалуйста, волейбольную сетку». В это фразе есть уже обращение к конкретному лицу, есть уважение. Говорящий думает о том, что он говорит и кому. Здесь уже включается мозг, чтобы выстроить фразу. Приходится отвлечься от своей потребности, остановится, чтобы сформулировать просьбу. И подумать о том, как сказать, чтобы другой захотел эту просьбу выполнить.
Уча детей культурно общаться, мы стимулируем развитие определенных структур мозга, учим овладевать своими желаниями.
Ребенок начинает задумываться, как надо построить фразу, чтобы она была приятна другому. Он начинает понимать, что собеседник – это тоже личность со своими желаниями и потребностями. И как сказать, чтобы он тебя понял и захотел помочь.
Общепринятые фразы общения должны стать для подрастающего поколения, естественными. «Волшебные» слова, уважительное отношение друг к другу должно стать нормой.
И примером этому должны быть родители. Это не сложно по утрам говорить «Доброе утро», на ночь желать «доброй ночи». В каждую просьбу вставлять «пожалуйста» и благодарить других за помощь.
Иногда ребенок в детском коллективе хочет обратиться к сверстнику или взрослому, а не знает как. «Волшебные» слова как раз для этого и созданы. Они как смазочный материал облегчают общение. Дети, используя эти слова в повседневной речи, выглядят иначе: воспитанными, культурными, взрослыми людьми, умеющими контролировать свои эмоции и желания. К таким детям отношение взрослых уже иное.
Дети иногда возражают, ссылаясь на окружающих, на то, что нормативная лексика идет даже с экрана телевизора. Какое тут уж «спасибо - пожалуйста»? На это я говорю: «Вы сами подумайте, сами сделайте выбор. С кем вы хотите себя позиционировать? С людьми воспитанными или с людьми недалекими и необразованными? Вам самим приятно, когда к вам грубо обращаются?»
И тот негативный опыт, который волей неволей вливается в нашу жизнь, как ни странно играет на руку. Дети, услышав грубую речь, даже не в свой адрес, ежатся, им становится неприятно и они осознают, какая скрытая позитивная сила заложена в «волшебных» словах.