Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Общепринято связывать понятие «ведущая деятельность» с научными интересами и деятельностью Даниила Борисовича Эльконина, однако он всего лишь продолжил деятельность А. Н. Леонтьева и углубил понятие ведущей деятельности применительно к периодизации психического развития детей.
В своих работах Эльконин показал два одинаково важных уровня усвоения социального опыта (который, по теории Выготского является основным обучающим моментом при развитии ребенка): опыт взаимоотношений и опыт представлений, способов, знаний. Он выдвинул гипотезу о том, что эти два уровня чередуются в процессе развития детской психики и являются двумя видами ведущей деятельности.
И если мы говорим о первом типе взаимодействия, об опыте взаимоотношений, то следует понимать, что эта деятельность направлена на познание взаимоотношений с людьми. Усвоение морали, присущей данной культуре, норм поведения и развития личностной сферы, а также межличностной. Сюда можно отнести такие «явления природы», как общение младенца с матерью и другими важными персонами, игру дошкольника и общение подростков.
При втором же этапе – опыте получения представлений, познаний способов и знаний о мире ведущая деятельность направлена не только на непосредственное познание предметов, но и на развитие познавательной сферы. Тут примерами выступает предметная деятельность ребенка, учебная деятельность у школьников.
Это же критерий, ведущая деятельность, использовался Элькониным в его работе для определения возрастов и каждый психологический возраст Эльконин характеризует в соответствии со своей гипотезой. При этом психологический возраст характеризуется определенными показателями, которые находятся между собой в сложной системой отношений:
В 1971 году Даниил Борисович издает статью,» К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», где дает развернутую характеристику периодам психического развития ребенка до достижения им семнадцати лет. При этом в этой работе учитывается описанный выше факт – смены одного типа ведущей деятельности на другой, а движущей силой развития в этой системе становятся противоречия и несоответствия между уровнем развития взаимоотношений с окружающим миром и уровнем знаний о нем. Что приводит к смене направления деятельности и смене психологического возраста.