Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Проблемы есть у всех, даже у наших детей, которых мы так любим и стремимся оградить от всего негативного, уберечь от отрицательных эмоций.
Часто малыши в силу своего возраста не всегда точно могут сформулировать свои чувства, передать эмоции. Их что – то тревожит, а высказать наболевшее они не могут. Причины могут быть разные: не умеют еще четко выражать, что их беспокоит, бояться наказания или осуждения со стороны взрослых и сверстников. Иначе говоря, прямым текстом не способны передать, чем обеспокоены.
Один из способов помочь детям - это воспользоваться сказкотерапией. Сказкотерапия - это «лечение сказкой».
Придумывается сказка, которая созвучна ребенку. Она рассчитывается на возраст малыша, на его интересы и предпочтения (кто – то любит про зверей, а кто – то про принцев прекрасных), учитывается и жанр повествования (волшебная история, фэнтези…).
Сказка, как жанр литературного творчества подчинена определенным правилам. Что бы мы ни сочиняли: роман или пьесу, поэму или притчу, существуют определенные законы сочинительства. Мы их проходили еще в школе, когда разбирали и анализировали литературные произведения: завязка, развитие действия, кульминация и развязка (можно еще добавить мораль).
Можно использовать уже существующие сказки, расставив в них нужные акценты, а можно самим придумать историю.
Предположим, малыш пошел в детский садик. Уже прошло некоторое время, но кроха никак не может адаптироваться к новой среде. Воспитатели ничего вразумительного ответить не могут. Постоянные расспросы ребенка информации не добавляют, но понятно, его что – то беспокоит.
Однажды вечером вместо привычного чтения книжки, вы предлагаете крохе сочинить сказку вместе, вместе придумываете персонажей. Важно, чтобы малыш принимал активное участие в сочинительстве. Кого он предложит в главные герои? Предположим, семья зайчат переезжает в новый лес, поближе к солнышку и полю с морковкой. А в том лесу уже жили звери. Пусть кроха сам заселит сказочный лес придуманными зверюшками и опишет характер каждого, расскажет, кто что любит, как живет.
Плохо поначалу жилось маленькому зайчонку в новом лесу. А как ты думаешь, почему? Кто ему мешал, что его тревожило? (Вопрос к ребенку).
Тут кроется важный аспект. Если малышу рассказать сказку, где персонаж попадает в ситуацию схожую с той, по которой взрослый хочет узнать мнение ребёнка, то малышу от лица персонажа легче выразит свое мнение, это же взгляд зайчика или лисички.
Оказывается жил в том лесу волк рыжий, который смеялся над зайчиком, что не может тот говорить быстро. Зайчика он вечно передразнивал: тянул фразы, а концовку произносил так тихо, что ее никто не слышал. А еще жил в том лесу мишка, добрый и щедрый. Он всех одаривал сладостями, но считал, что если он дает всем вкусное, то имеет права без разрешения брать чужие вещи и распоряжаться ими как собственными, и это очень огорчало зайчика. Он не знал, что делать. Не мог отказать мишке, он же ел его лесные конфетки.
Так завуалировано малыш может поведать о своих проблемах. Может быть не сразу, не с первой сказки будет понятно, что кто – то его в детской группе передразнивает и берет без спроса его вещи.
После этого, можно придумать дальнейшее поведение зайчика. Как разрешить назревший конфликт? Вместе с ребенком перебрать возможные варианты поведения. Тут активно должен предлагать варианты сам ребенок, так как он лучше знает психологические тонкости в коллективе. Если не получается, то тогда взрослый приходит на помощь. «Если зайчик поступит так..., то как измениться поведение мишки? А если на дразнилки волка не обижаться, а вместе с ним посмеяться, то, что будет?..»
Помним, что дальше идет кульминация. Должно произойти нечто, что изменит отношение к персонажу (помог зайчик мишке и волку или показал себя храбрым, ловким, смешливым…). Следует развязка: одумались зверюшки и стали лучшими друзьями зайчику.
Конечно, не стоит ждать мгновенных результатов после сказкотерапии, но она поможет ребенку разобраться в сложившийся ситуации, взглянуть по новому, свежим взглядом на то, что его беспокоит. И возможно, подтолкнет к иному поведению, которое решит его проблему.