Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Через этот кризис, равно как и другие кризисы развития, проходит каждая человеческая личность. Ведь эти кризисы являются определенными опорными точками, символизирующими переход, перевал психики, через прошлые приобретения, к будущим.
Если ребенок развивается в дружелюбной для него и его развития среде, то кризис может быть смазанным и не иметь таких четких симптомов, которые будут описаны ниже. Если же ребенок развивается в среде, не дружелюбной для развития его новых психологических навыков, малыш застрянет в кризисе надолго, потрепав нервы не только маме и прочим взрослым, но, что более страшно – подорвав свое психическое здоровье.
Негативизм
В случае появления этого симптома ваш малыш проявляет негативную реакцию не только и не столько в отношении к самому действию, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. В этом случае ребенок не делает что-то именно потому, что это что-то попросил сделать его конкретный взрослый человек. Это процесс избирательный – один взрослый может получить моментальное выполнение своей просьбы, к просьбам другого малыш останется или равнодушен, или станет агрессивен. Главным мотивом действия выступает не игнорирование, а, как может показаться со стороны, буквально сладострастное делание наоборот.
Упрямство
В этом случае, реакция ребенка состоит не в том, чтобы не делать что-то, сказанное взрослыми, а настоять на выполнении своих пожеланий. Возжелавший нечто по неким внутренним причинам ребенок не желает отступаться от своего желания, даже если внешняя ситуация изменилась. Даже если ребенок уже понимает, что за подобное поведение он «отхватит по соплям», остановиться малыш не может. При этом зачастую можно видеть ситуацию, когда ребенок упрямится лишь для того, что бы упрямиться – он настаивает на том, что попросил изначально, даже если это ему уже совсем и не интересно.
Строптивость
Она направлена не против какой-то конкретной персоны, а против сложившейся системы воспитания ребенка, против принятых в обществе или семье норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что предлагают и буквально всеми действиями, которые совершают взрослые. Он хочет решать сам – и в этом симптоме явно видны зачатки самостоятельности. Он хочет делать и решать сам.
Своеволие
Последствие предыдущего симптома, при его гипертрофированности. В этом случае ребенок будет стремиться чуть ли не управлять машиной, лишь бы ему позволили хоть что-то, с чего весь этот бедлам начался.
Протес-бунт
Если желания ребенка, несмотря на все вышеизложенные способы коррекции ребенком его реальности, продолжают игнорироваться, малыш может вступить в войну, в которой выигравших не будет. Регулярные конфликты со взрослыми, истерики и ярко выраженная агрессия к родителям (например: «Уйди, ты плохая») – все это симптомы того, что в семье идет война.
Деспотизм
Характерен для семьи с одним ребенком, результат войны, в которой проиграли все и ребенок, получивший власть над родителями, и родители, утратившие власть над самими собой.
Ревность
Возникает в семьях, где несколько детей и в кризис трех лет появляется именно как протестная реакция. Тенденция к власти выступает в этом случае как демонстрация нетерпимого отношения к другим детям, которые. По мнению ребенка-деспота, отягощенного ревностью, не имеют никаких прав в семье.
Обесценивание
Если предыдущие три симптома характерны не для каждого ребенка, то с обесцениванием сталкиваются все родители: ребенку перестает нравиться любимая игрушка, любимые сказки вызывают в некоторых случаях приступ ненависти, а мультики могут доводить вашего милого ангелочка до белого каления.
Все перечисленные выше симптомы различны и характерны не для каждого ребенка и не в каждой семье они проявятся, однако с некоторым, пусть минимальным, набором, придется столкнуться каждой маме. Мы поздравляем вас6 эти симптомы свидетельствуют о том, что ваш ребенок меняет свое отношение к миру и к себе самому, а, значит, - взрослеет. И уже от вас зависит – в радость ему будет взрослая жизнь, или он всю жизнь предпочтет оставаться в детстве.