Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Если предыдущий возраст, младшее детство, был сензитивным для развития речи, то этот возраст сензитивен для развития памяти.
В дошкольном детстве выделяют три периода: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст. Сходство между этими возрастами в психическом созревании ребенка достаточно для того, что бы объединить их в одну группу, в то же время достаточно и различий, которые оправдывают такое деление.
У младших дошкольников память все еще непроизвольна и ребенок не ставит перед собой цель запомнить что-то конкретное, он и не владеет специальным методами для запоминания. Он легко запоминает интересные действия, события образы – все то, что привлекает ребенка легко им запоминается , в том числе и так называемый словесный материал, в том случае, если этот материал вызывает эмоциональный отклик у ребенка. Для ребенка, который учит наизусть стихотворение, важна ритмичность, звучность, смежные рифмы и общая «идеальность звучания». Запоминаются легко не только ритмичные стихи, но и народные сказки, небольшие интересные и эмоционально окрашенные рассказы, диалоги из мультфильмов, фильмов и внутри семьи. Повторяя по памяти события, воспроизводя тексты, младший дошкольник эмоционально в них погружается и сопереживает героям по-настоящему. В течение младшего дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания и ребенок начинает запоминать все более и более осмысленный материал. Возникает закономерность: чем более ребенком осмыслен материал, тем лучше он запомнился. При этом смысловая память развивается плечом к плечу с памятью механической и даже обгоняет ее. Именно это позволяет говорить о том, что дети в младшем дошкольном возрасте, которые декламируют стихотворение на табуретке не рассказывают его механически, а проживают текст. Что, кстати, объясняет боязнь детей перед «табуреточными» выступлениями – фактически взрослые просят предоставить на всеобщее обозрение внутренний мир ребенка.
В среднем дошкольном возрасте (речь идет о четырех-пяти годах) начинает формироваться произвольная память. То есть, до того момента, пока ребенок не вступил в этот возраст, не созрел психологически, практически бесполезно обучать его тем вещам, к которым он равнодушен. Для запоминания надо или создать подходящую, эмоционально захватывающую обстановку, или попросту оставить человека в покое. При появлении сознательного и целенаправленного запоминания появляется и так называемое припоминание. Однако появляются эти элементы психики эпизодически, при соответствующих обстоятельствах – это элементы, необходимые для игры, элементы, необходимые для выполнение поручений, и так далее.
Наконец, к старшему дошкольному возрасту появляется «набор» устойчивых образных представлений, которые выходят на новый уровень мышления. Появляется способность запоминать произвольно, появляется способность к рассуждению и способность к осознанию отдаленных последствий. Так, ребенок 6 лет уже прекрасно понимает, что если он объестся шоколада, ему будет плохо с животом, но вот оценить связь между невыученным уроком и потенциальным рабочим местом дворника он все еще не в силах.
Фактически способность к произвольному, преднамеренному запоминанию и произвольному припоминанию является одним из психических новообразований этого возраста.