Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
В дошкольном возрасте психика ребенка претерпевает огромное развитие – ребенок входит в этот возраст, осознав себя как личность, а выходит уже с практически всеми психическими возможностями отдельной личности. И на все это «выделено» всего четыре года.
Наиважнейшее место в развитии психики ребенка в этом возрасте занимает развитие образных форм познания окружающего мира: восприятия, образного мышления, воображения. А основной путь развития психики - это обобщение личного, «ребенкиного», чувственного и эмоционального опыта. Благодаря развитию этой способности (называется она апперцепция) восприятие становится целенаправленным, анализирующим и осмысленным. В связи с этим появляется осмысленное действие – поиск, наблюдение, рассматривание. Ребенок, который заинтересован чем-то и испытывает сильные эмоции от этого чего-то, может посвятить знакомству несколько часов и поражать родителей своей сосредоточенностью на чем-то конкретном (к сожалению, сейчас дети ограничены в этой своей способности родителями и единственное, что их завораживает эмоционально – мультфильмы и реклама).
Как только у ребенка появятся устойчивые образные представления, он начнет дифференцировать свои эмоциональные процессы. Эмоции становятся связаны с внутренними процессами личности ребенка, с его представлениями о чем-то и это приводит к снижению уровня аффекта в детской жизни. Условно нормально, когда взбешенный двухлетка орет и визжит, но ненормально, когда это делает шестилетка – человек, который уже может, как ни странно это может показаться родителям, управлять своими эмоциями. Однако этому его, ребенка, также необходимо научить.
Важным в это время, время формирования представлений и дифференциации эмоций, является развитие речи. Ребенок использует речь для более подробной коммуникации, объясняет качества, признаки, состояния различных объектов и, что крайне важно – легко описывает связи и отношения между объектами. Описывая предметы и их качества ребенок выделяет эти свойства, называя предметы - выделяет эти предметы из остальных. Говоря о связях и отношениях между этими предметами, он получает возможность видеть реальные отношения между предметами, признаками и свойствами.
Для здорового развития познавательных функций ребенку в дошкольном возрасте необходимо получать достаточное количество информации, что бы реализовать свою познавательную потребность. Чем больше вы путешествуете, чем больше книг читаете, чем больше наблюдаете за происходящим вокруг. Тем больше ребенок удовлетворяет свою потребность в понимании мира, в знакомстве со связями между предметами. Чем больше информации его «процессор» обработает, тем лучше для логического мышления ребенка – ведь именно в этом возрасте происходит переход от сенсомоторного интеллекта к начальным формам логического мышления. А логическое мышление это то, чем живут взрослые и для того, что бы легко и непринужденно ориентироваться в их мире, понимать его, ребенку необходим логический аппарат.
В этот период ребенок осваивает, при помощи родителей и без нее, так называемую систему сенсорных эталонов – полностью встраивает в свою психику такие понятия как цвет, форма, величина. Ну а в конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного и словесно-логического мышления. И в самом конце дошкольного возраста, к семи годам, заканчивается процесс овладения речью и язык становится основным средством не только общения, но и мышления.
Всем известно, что воспитание – это по сути своей творческий процесс взаимодействия ребенка и взрослых, который безусловно должен приносить свои плоды. Мы ожидаем, что наши дети будут воспитаны разносторонне развитыми людьми, добрыми и справедливыми, увлеченными и счастливыми. А для того чтобы контролировать процесс воспитания существует множество педагогических методик, рассмотрим некоторые из них, простые и понятные в применении.