Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
После того, как ваш ребенок вошел в кризис одного года, можно считать, что с периодом младенчества покончено – теперь малыш вступил в пору раннего действия, а, значит, в его мире (и вашем) теперь все иначе.
Поменялась ведущая деятельность малыша, изменилось и отношение к предметам, ребенок, благодаря психическим новообразованиям младенчества, готов к новым открытиям и взаимодействиям.
И именно взаимодействие и ситуативно-деловое общение станут ведущей деятельностью малыша на следующие два года, сменив непосредственно эмоциональное общение с родителями. Разумеется, это не значит, что у ребенка снизится потребность в эмоциональном контакте, скорее, к эмоциональному общению он добавит еще и деловое общение, учась общаться с этим миром на равных.
Для того, что бы научиться это делать, взаимодействовать с миром, ребенок приступает к изучению азов. При помощи взрослых и ситуативно – делового общения с ними он усваивает основные и добавочные действия с предметами. Без взрослых это практически нереально поскольку нормальное развитие психики ребенка возможно лишь в ситуации, когда ему передаются нормы социально-культурного развития, в том числе и в способах употребления предметов. Теперь, в этот период, взрослый становится для ребенка не только источником внимания и передатчиком эмоций, но и тем, кто научит обращаться с предметами, и, конечно, эти предметы «поставит» ребенку, пусть даже опосредовано – создав ранее среду, в которой ребенок родился.
Однако по сравнению с младенчеством и предметами в младенчестве, есть большая разница в том, что делает взрослый. Мама уже не просто показывает и называет предметы, а терпеливо объясняет (иногда достаточно просто практической демонстрации) как этими предметами пользоваться. Следует понимать, что недостаточно просто каждый день пользоваться ложкой для того, что бы малыш усвоил – следует и помочь и объяснить, зачем вилка отличается от ложки и для чего используется нож. Кроме этого наиважнейшими и ценнейшими моментами этого периода развития является такое сотрудничество между ребенком и взрослым, когда осуществляется одновременная практическая деятельность. В такие периоды общения уже подросший малыш получает все, что ему необходимо: и знания, и внимание и плотный эмоциональный контакт.
Важно показывать ребенку и новые, адекватные для каждой конкретной ситуации, способы использования предмета: да, когда-нибудь ребенок догадается, что ложкой можно и копать в случае необходимости, но вовремя поданные знания сэкономят ему массу времени. (Впрочем, это вовсе не обозначает, что вы должны немедля кинуться рыться в домашних цветах ложкой).
Главное, что теперь ожидает от мира ребенок (и от значимого взрослого, как основного представителя этого мира) – это научение взаимодействию с предметами сообразно культурно-историческому контексту (все же ложкой у нас как-то не то чтобы принято копать землю) и принципиально новому виду общения – деловому. Однако родителям важно помнить, что вступать с детьми этого возраста в настоящие деловые переговоры бесполезно – пока вы готовите своего ребенка только к базовым видам общения. Всему свое время и даже если ваш малыш при неудачах начинает «психовать» в ваших возможностях научить его иному способу взаимодействия с миром.