Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Третья стадия периодизации жизни по Эриксону, это стадия игрового возраста, стадия инициативы, результата, уверенности в себе и, одновременно, стадия на которой формируется чувство вины.
Сам Эриксон пишет об этой стадии так: «Вторжение в пространство посредством энергичных перемещений, в другие тела посредством физического нападения, в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, в неизвестное посредством снедающего любопытства». Стадия, знакомая матерям тех детей, которые прошли первые две стадии успешно и приобрели необходимые навыки ранее, и прошли уже два возрастных кризиса. Такой фразой Эриксон описывает привычного нам дошкольника, раздираемого противоположными желаниями: «энергичными перемещениями» с одной стороны и желанием быть восприимчивым к окружающем с другой. В этом возрасте ребенок готов устанавливать нежные, полные заботы отношения со сверстниками и маленькими детками. В отличие от своего учителя Фрейда, Эриксон не привязывает этот возраст только к формированию Эдипова комплекса и желанию заменить отца или мать собой. По мнению Эрика Эриксона интерес к гениталиям и прочие, описанные выше, вещи - лишь частный момент развития ребенка в этот период. Этот период характеризуется жадным и ненасытным познанием мира, активностью, направленной на познание мира. И средством для этого частенько выступает игра во всем ее многообразии (что и дало одно из названий этого периода) – создавая воображаемые ситуации, моделируя окружающий мир, ребенок осваивает его и готовится к следующим ступеням своего развития.
При хорошо пройденном данном этапе у ребенка появляется здоровое желание повзрослеть, выйти из той роли маленького ребенка, которую ему предлагают родители и социум.
При неблагоприятно пройденном этапе ребенок стремится своим поведением вызвать неодобрение взрослых, детская активность принимает с трудом переносимые даже им самим формы, появляются крики, раздражение (при чем как у ребенка так и у родителей) возникает тревожность и вечное чувство вины.
Для того, что бы ребенок хорошо прошел этап, взрослые должны предугадывать, по мере сил и возможностей, желания ребенка в его стремлении познать мир и тать частью взрослого мира. При этом взрослым следует помнить о том, что они остаются для своего ребенка и для остальных детей могучими и непостижимыми, в их власти наказывать, пристыживать и лишать важного. И тем не менее, в этот период должна в норме сформироваться инициативность. «Само слово инициативность, - пишет Э. Эриксон, - для многих имеет американский и предпринимательский оттенок. Тем не менее, инициативность является необходимым аспектом любого действия, и инициативность необходима людям во всем, чем они занимаются и чему учатся, начиная от собирания плодов и кончая системой свободного предпринимательства».
В это же время у ребенка формируется это эфемерное понятие – «совесть». Агрессивное в следствие активности поведение ребенка влечет за собой ограничение инициативности, а затем и появление чувства вины и тревожности. И именно та, по мнению Эриксона, закладываются так называемые внутренние инстанции поведения – совесть и моральная ответственность за свои не только дела, но и мысли.
На этой стадии важно не упустить жадное желание ребенка учиться и развиваться, в том числе и в социуме. «Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип».