Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
В этой статье речь пойдет о втором этапе периодизации возраста по системе Эрика Эриксона, о периоде раннего детства, от года до трех лет, или, как еще называл этот период сам Эриксон, о стадии мышечно-анальной.
К сожалению в последнее время термины «оральная стадия» и «анальная стадия» крайне дискредитированы среди читателей и несут в себе огромную сексуальную подоплеку, хотя люди. Создававшие эти термины имели в виду совсем не оральный или анальный секс, а именно периоды становления личности, связанные с определенными вехами развития, которые проходит каждый человек. Поэтому не стоит напрягаться, встретив в литературе на детскую тематику эти словосочетания.
Необходимым условием развития личности состоит в формировании и отстаивании ребенком своих независимости и автономии. Начинается эта стадия-потребность тогда, когда ребенок начинает ходить и в этом возрасте зона удовольствия связана с анусом. Благодаря тому, что общество направлено на формирование у личности чистоты и опрятности (среди всего прочего) ведущими «занятиями» на этот период становится удержание и расслабление и в конце- концов это, пройдя долгий путь преобразования в психике, под воздействием внешних факторов превращается в такие модальности поведения как сохранение и уничтожение. В результате, борьба за контроль над детскими сфинктерами преобразуется в детской психике в контроль над своими двигательными возможностями, в контроль за свои Я. Однако возрастающее ощущение самостоятельности не должно подрывать сложившееся на предыдущем этапе базовое доверие к миру.
На этом этапе к ребенку начинает приходить осознание что теперь не бывает всегда хорошо и всегда есть элемент выбора, и всегда ребенку предстоит искать выходы из сложившейся ситуации.
При благоприятном прохождении этого этапа у ребенка формируются здоровые сомнения6 хочу или не хочу, делать или не делать. Навыки уверенной ходьбы, самообслуживания, активность, уверенность в себе.
При неблагоприятном протекании данного периода ребенок не приобретает положенную ему автономию и проводит практически все время в борьбе с чувством стыда. Появляются уже нездоровые сомнения в своих силах и желание спрятаться от осуждающего мира в целом и родителей в частности. Если же ребенок столкнется с депривацией, то у него не разовьются или плохо разовьются элементы активного познания и коммуникации с обществом.
Кризисным моментом будет возникновение и осознание способности ребенка к присвоению и разрушению и контроль родителей помогает ребенку преодолеть этот кризис без потрясений.
«Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности осторожно удерживать и отпускать», - пишет Э. Эриксон. Эти ограничения, в свою очередь, создают основу для негативного чувства стыда и сомнения. Поэтому родителям необходимо быть не только терпеливыми, но и тактичными.
Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии. «Из чувства самоконтроля при сохранении положительной самооценки происходит устойчивое чувство доброжелательности и гордости; из чувства утраты самоконтроля и чужеродного внешнего контроля рождается устойчивая склонность к сомнению и стыду».