Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Только тем из нас, рода человеческого, кто уже достаточно владеет словом на протяжении долгого, очень долгого периода времени по представлениям ребенка, только вышедшего из младенческого возраста, может казаться, что речь это просто и является таким же простым умением, как способность сложить пирамидку.
Однако и первое – речь, и второе – пирамидка – явления для развивающейся психики ребенка сложные. И следует помнить об этом и ценить тот период, когда ваш ребенок, благодаря появлению у него речи, получил и свободу быть личностью. Ну вы же не думаете, что его личность появляется с паспортом? И слава богу. Потому что личность его закладывается еще в утробе матери (там, соответственно и появляется), а вот свобода этой личности появляется несколько позже. Но намного раньше паспорта. С речью.
Речь дает ребенку возможность выразить, наконец, свой внутренний мир, его переживания, беспокойства, радости и раздумья. Ведь первым шагом ко взрослому поведению (а мы будем считать, что свобода – это необходимый атрибут психологической взрослости) является именно овладение речью – средством, которое позволяет сказать о себе и своих нуждах и средством, которое позволяет принять личности других людей и взаимодействовать с ними. При хорошем развитии этой самой свободы личности человек не будет манипулировать окружающими его людьми как предметами, и не будет ждать такого же от них. Такая вот философия из такого понятия как речь.
Однако при выполнении речевых инструкций поведение ребенка чаще всего определяется не ситуацией, а словами взрослого и пройдет довольно долгое время от момента понимания речи до того, как речь взрослого станет регулятором поведения ребенка . Тогда же, в подавляющем большинстве случаев, ребенок и теряет свою свободу, выполняя приказы взрослых, которые не всегда соотносятся с ситуацией. Поэтому если вы пытаетесь научить ребенка «словесно» до определенного возраста, скорее всего, вас ожидает фиаско – в том числе и отсроченное. Ребенок привыкнет в вечному фоновому шуму и не будет вслушиваться в слова взрослых ,и, тем более, выполнять их.
Когда речь начинает выступать как основное средство познания, словарный запас ребенка начинает стремительно расширяться: так к концу второго года жизни ребенок уже активно оперирует (не значит. Что произносит!) примерно двумя сотнями слов. К пяти годам эта цифра увеличится до полутра, а то и двух тысяч слов. Когда ожидать предложений? После полутора лет могут появиться предложения, которые состоят из двух слов, а затем, к трем годам. При условии, что ребенок активно пользуется речью – появятся развернутые вполне «взрослые» предложения.
Вот и все, что вам необходимо знать, для того, что бы разбираться в речи вашего ребенка. Главное, по-прежнему, зависит от среды, в которой растет и находится ребенок: чем более богата родительская речь и речь в детском саду, тем более будет богата и речь ребенка. Не забывайте читать на ночь и отвечать на вопросы ребенка, о значении слов.