Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Примерно лет с трех или чуть старше детей начинает активно интересовать тема их появления на свет. Нередко такие вопросы застают родителей врасплох. Иногда, не сумев выбрать стратегию разговора, взрослые просто отмахиваются, мол, мал еще, либо рассказывают дежурные сказки о капусте.
Основной принцип, которого следует придерживаться, чтобы не потерять доверия малыша — правдивость. Никаких огородных чудес, корзинок на пороге и прочих небылиц.
Второй принцип — отвечать на вопросы по мере их поступления. Не нужно, краснея и заикаясь, цитировать трехлетке медицинскую энциклопедию. Ему интересны не физиологические детали, а источник его появления в этом мире.
Ребенок часто слышит в разговорах фразы вроде «это было давно, тебя еще не было». Вполне логично возникает вопрос — а как я вообще появился, или откуда я взялся?
Отвечать следует именно на поставленный вопрос, не углубляясь в детали. Ответ вполне удовлетворит любопытство малыша.
Пояснение может звучать примерно так. Ты был у мамы в животике, где рос и готовился к появлению на свет. Мы очень ждали тебя, и в один из дней ты родился. Этот день мы запомнили, и теперь каждый год празднуем твой день рождения.
Примерно лет в 6-9 ребенку становится интересно, как он попал в мамин живот. Опять же, это не значит, что нужно просвещать почемучку на тему полового акта — для него это пока излишняя информация, которую он просто не в силах переварить. Он зачастую даже не может представить себе клетку, и уж точно ему не интересны технические вопросы половых отношений.
Достаточно сказать, что он получился от соединения папиной и маминой семечки, из которых вырос малыш. Можно продемонстрировать пример, как из семечек вырастают растения.
Диалог с подростком требует откровенности и ясности. Во-первых, при молчании родителей он все же получит информацию из других источников, и не факт, что она не будет искаженной. Во-вторых, в этом возрасте ниточка доверия очень хрупкая, и разрушить ее проще простого.
Уже лет с 11-12 необходимо рассказать о репродуктивных функциях органов, о принципах оплодотворения клеток и о развитии зародыша, используя общепринятые биологические термины. Никаких «дырочек», «краников» и прочей ненаучной ерунды.
Подросткам постарше стоит рассказать и о контрацепции, а также рисках ЗППП. Подобрать наиболее доступный формат объяснений можно с помощью тематической литературы.
Разговаривать на эти темы следует без смущения. Появление нового человека в мире — абсолютно естественное событие. Отличный повод для непринужденной беседы — ожидание малыша мамой или другой родственницей.
Не стоит перегружать рассказ медицинскими терминами. Формат подачи информации должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. Вряд ли шестилетка поймет, что такое деление яйцеклетки, образование зиготы и триместры беременности.
Ориентироваться нужно именно на собственного ребенка и отвечать на поставленные вопросы без замалчивания и без углубления в дебри.