Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Период раннего детства для психического развития ребенка не менее важен, чем предстоящий ему период младенчества. Как и в младенчестве – все в этот период начинается впервые: и речь, и осмысленная игра с несколькими предметами, и общение со сверстниками, и первые представления о себе, как об отдельном субъекте, впервые появляется представление о мире и впервые же ребенок соприкасается с его безразмерными размерами.
Все это делает период раннего детства особенным и непохожим на другие периоды психического развития человека. В это время закладываются фундаментальные, влияющие на всю остальную жизнь, человеческие способности – и познавательная активность, и активность к действию, и целенаправленность, и уверенность в себе и своих силах, уверенность в мире и своих близких, воображение, способность к творчеству и развитие этой способности и многие, многие другие.
Благодаря тому, что ребенок существо насквозь социальное, все эти способности зависят не только и не столько от неких генетических особенностей организма, как от той социо- культурной среде, которую формируют родители и в которой родители выросли сами. Способности ребенка не возникают сами по себе, они формируются под воздействием непременного участия значимых взрослых. Взрослые фактически отвечают за то, что бы способности не «задавить» или пустить их в той русло, в котором они разовьются. Для этого взрослые должны подобрать те формы деятельности, которые соответствуют возрасту (и интересам в этом возрасте) ребенка. При этом следует помнить, что основная потребность ребенка в этом возрасте – это познание окружающего мира посредством взаимодействия и действий с предметами.
Таким образом, для того, что бы удовлетворить все особенности психического развития ребенка в этом возрасте взрослые должны не просто перестать ограничивать ребенка в получении новой информации, но и предоставлять ему эту информацию. Кроме этого следует помнить, что ведущая деятельность этого возраста – предметно-орудийная и в этой деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Благодаря предметной деятельности происходит развитие памяти (в этом возрасте память еще представлена узнаванием), а заодно и развитие восприятия, что определяет поведение и сознание детей этого возраста.
Мышление ребенка до трех лет носит в основном непосредственный характер – подросший малыш устанавливает связи между предметами, которые попадаются ему на глаза и, при этом, внимателен он может быть только к тем предметам, что находятся в поле его зрения. На этих же предметах и взаимодействиях с ними сконцентрированы практически все переживания ребенка и отдельное внимание психика ребенка уделяет таким важным понятиям как форма и величина. Интересно, что цвет в этот период времени практически не играет роли при узнавании предмета. При этом это вовсе не обозначает, что ребенок цвета не различает – просто цвет не стал тем признаком, котроый будет определять узнавание предмета.
Особое значение в этом возрасте принимают орудийные и соотносительные действия, такие как: поглощение напитков из кружки, рисование, складывание матрешек и пирамидок, башенок, складывание больших простых паззлов и помещение фигурки в специальное, подходящее только ей отверстие.
Наконец, весьма важным действием, без которого сложно представить себе действие является игра, которая в процессе роста ребенка от года до трех эволюционирует от предметной к сюжетной и сюжетно-ролевой игре.