Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Дети – это совсем не маленькие взрослые, как бы ни напирали на это школьные учителя. Дети – это совершенно особенные организмы со своей структурой, принципами существования, мотивами и уровнем развития психики.
Один из важнейших законов психологии развития гласит, что год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве, и что психическое развитие детей имеет свой ритм и свои темпы.
Наибольшее внимание особенностям представления детей о мире уделил Жан Пиаже, который сконцентрировался на особенностях развития детского интеллекта и в результате выдвинул концепцию стадиального развития психики. Эта концепция, как и многие другие, легла в основу тех знаний, на которых сейчас строится вся психология развития.
Пиаже высказал мысль о том, что интеллект – это отдельная, как бы живая структура, и она растет, меняется и подстраивается к миру и его требованиям (в зависимости, конечно, от окружающей среды). Опираясь на свое предположение о том, что дети воспринимают мир совершенно иначе, в соответствии с присущими каждому возрасту мыслительными ограничениями (в связи с постепенным развитием психики и головного мозга) Пиаже высказал предположение об ином способе познания мира, отличном у детей от взрослых. В процессе же роста и развития ребенок получает вес больше и больше информации, затем усложняет свои способы обработки этой информации и постепенно приходит к «стандартному» взрослому мышлении.
Пиаже выделили три основных периода в умственном развитии ребенка, а внутри каждого периода – несколько стадий. Последовательность и периодов, и стадий определена и каждый следующий шаг основывается на предыдущем. Такой порядок остается неизменным для всех детей, у которых нет патологии умственного развития.
Первый период был назван сенсомоторным и длится он от рождения до двух лет. В этот период ребенок познает мир ощущениями: кусает, грызет, глотает, сосет, кусает, жует и так далее.
Второй – период конкретных операций (от двух до двенадцати лет). В этом периоде различают две четко выраженных стадии: дооперационную и операционную. Дооперационная стадия длится от двух лет до шести и главное, что происходит в это время – это формирование своих представлений и образов мира, которые коренным образом отличаются от взрослых. Дети могут видеть в силу физиологических причин, происходящее только со своей точки зрения, не предвидят последствий своих действий (а особенно цепочки действий), название вещи и ее суть для них одно (поэтому обидны клички). В этом возрасте дети колдуют – что бы перестал идти дождь, скорее приехал троллейбус. Интересно, что дети в это время склонны одушевлять предметы, в чем им зачастую помогают бабушки «плохой стул, ударил Ванечку».
Вторая стадия этого периода – операционная. Длится она примерно с семи до двенадцати лет. В психике детей появляется мышление, понятное взрослым, логика, появляется способность к классификации, осознанию причинно-следственных связей (даже очень длинных).
Третий период – период формальных операций, начинается в двенадцать лет или тринадцать. В этот период появляется абстрактное мышление, развивается «мораль», свое представление о любви, чести, достоинстве, справедливости. Появляется способность трактовать метафоры, обобщать и анализировать свой опыт (обратите внимание – анализ опыта становится доступен только на этой стадии!).
Так же ученый пришел к интересным заключениям: развитие так называемого морального чувства осуществляется в две стадии: нравственного реализма и нравственного релятивизма. На первой стадии, по классическому примеру Пиаже, ребёнок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую 12 тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую 2 тарелки в порыве гнева на сестру. На релятивистской же стадии дети уже понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.