Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Один из ближайших соратников Л.С. Выготского – Александр Николаевич Леонтьев – продолжил труд своего наставника, однако существенно углубив и расширив его.
Так, если Выготский считал, что основным элементом развития для ребенка является беседа со взрослым, то Леонтьев вводит в психологию развития новое понятие – категория деятельности и выделяет в ней мотивы, цели, средства, способы. И по Леонтьеву обучение ребенка происходит не только и не столько путем присвоения во время беседы с ребенком социального опыта, сколько благодаря деятельности детей, которую для них организуют взрослые.
Фактически Леонтьев показал, что собственные действия ребенка (которые могут простимулировать взрослые) будут являться основным способом усвоения опыта, который взрослые хотят передать (кстати, на этом строятся ролевые игры и те игры, с которыми в детских садах учат воспитатели). При этом Леонтьев говорит и том, что формы и виды деятельности, которая помогает «взять» опыт могут быть весьма различными, но в определенный возрастной период у ребенка будет явная активность, которая будет отличаться от активности предыдущего и последующего опыта, и эта активность получила название ведущей деятельности.
Термин ведущая деятельность говорит о той деятельности, которая более всего оказывает влияние на развитие и порождает психические новообразования (то есть образования в психике, по Выготскому, которые присущи определенному периоду и являются толчками к последующему развитию). И именно ведущая деятельность более всего влияет на развтие психики ребенка и появление изменений в ней, опираясь, однако, на предыдущие ведущие деятельности, уже освоенные полностью ребенком. При этом как только сменяется деятельность, ребенок считается перешедшим на новый возрастной этап. В результате своей работы Александр Николаевич предложил деятельностный подход к периодизации детского возраста, который будет опираться на изменение ведущей деятельности ребенка. В результате расширилось понятие о ведущей деятельности и, став более полным, оно зазвучало так: ведущая деятельность, это такая форма взаимодействия ребенка со взрослым, которая наилучшим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте в соответствии с процессом созревания его организма. Отсюда следует, что в одном возрасте ведущей деятельностью будет интимно-эмоциональное общение, в другом – игра, а в третьем, и только после первых двух, - обучение.
Фактически Леонтьев сообщил всему мировому сообществу о том, что ведущая деятельность это главная деятельность по ее значению для психического развития. Внутри этой деятельности возникают новые виды деятельности и так в эмоциональный вид деятельности вплетается игра, а в игру – обучение. В процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы. Наконец, от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный момент изменения личности ребенка.
В конце- концов теория Леонтьева о периодизации выглядит следующим образом:
Важно понимать, что эта теория возникла как продолжение теории Выготского и вбирает в себя все те положения, что были высказаны Выготским и, в частности, в который раз подчеркивает что ведущая деятельность должна развивать ребенка, а не притуплять имеющиеся навыки. Кстати, обе теории с легкостью объясняют, почему детям бывает скучно в школе.