Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Психологи давно установили связь между количеством детей в семье и их нравственными качествами. Если ребятишек несколько, им легче научиться делиться, радоваться чужим успехам, участвовать в жизни других людей.
Но как быть, если ребенок в семье один? На что родителям необходимо обратить внимание, чтобы по максимуму привить малышу, воспитывающемуся в однодетной семье, правильный подход к жизни, верное отношение к себе и к окружающим?
С малых лет учите ребенка общаться. Хорошо, если у малыша есть двоюродные братья и сестры, с которыми он может часто и регулярно играть. Но, если ребенок растет один среди взрослых, постарайтесь расширить круг ваших знакомств и помогите ему приобрести друзей, с которыми он мог бы постоянно контактировать.
Посещение детского сада может быть хорошей возможностью для малыша научиться общаться со сверстниками. Однако, придя домой, или, находясь в обществе ребятишек вне детского сада, он может воспринимать окружающих несколько по-другому, пытаться заставить мир «вращаться» вокруг себя.
Учите малыша законам верности и настоящей дружбе. С малых лет в разных ситуациях растолковывайте ребенку, как поступать правильно.
Неотъемлемой частью гармоничных отношений с друзьями является умение человека быть щедрым. Это качество важно прививать очень осторожно, так как в разном возрасте дети по-разному воспринимают свою собственность и просьбу других что-то им отдать.
Пока ребенок мал, не настаивайте на том, чтобы он раздавал налево и направо свои игрушки. Если малышу нет трех лет, и он не согласен поделиться своей машинкой с соседским мальчиком, переведите внимание чада на другое. Например, дайте ему две конфеты и скажите ребенку, чтобы он поделился с другом: одну оставил себе, а другую дал ему.
Подросшего ребенка можно учить не просто делиться, но давать лучшее. Например, дайте ему два яблока, одно из которых будет заметно меньше другого. Спросите у малыша, какое он отдаст другу. Объясните принцип, на котором строится идея того, что правильным будет дать лучшее яблоко: это всем известная библейская истина: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
На восьмом этаже нашего дома жил Колян – хулиган, десятилетний «трудный» ребенок. И фамилия у него была соответствующая – Поросунько. Ну, как, скажите, не стать хулиганом с фамилией Поросунько? И что бы не случалось во дворе – все приписывалось к Колькиным заслугам, и разбитые стекла и разрисованные стены. «У, Колян! Получишь у меня!» - то и дело слышалось у подъезда, когда становилось известно о каком – нибудь неприятном инциденте.
Малыш, растущий в семье один, не имеет возможности переживать за братика или сестричку, защищать их, радоваться за них. Поэтому вовремя игры детей на площадке, наблюдайте за различными ситуациями, складывающимися на ней. Используйте конфликты и проблемные обстоятельства для того, чтобы научить ребенка чему-то ценному, сделать важный вывод для него.
Часто на площадках есть дети, которых многие обижают. Обратите внимание вашего малыша на этого ребенка и скажите, что ему нужно помочь, защитить его. Подскажите вашему ребенку, что лучше сделать в конкретный момент: того, кого все отвергают – принять в игру, того, над кем все смеются – за что-то похвалить и т.п.
Иногда сами родители своим равнодушием к другим детям прививают своим чадам жестокосердие. Вот, ребятишки начали дразнить рыжего и лопоухого мальчика. Вы сидите рядом и следите за своим чадом. Что сделаете вы в данный момент? Можете промолчать, а можете дать хороший пример своему малышу, защитив беззащитного, поддержав слабого.
Ребенок, воспитывающийся один в семье, как правило, имеет больше игрушек, лакомств и прочих вещей, чем его сверстники, растущие в многодетных семьях. Ему не приходится делиться, напротив, взрослые стараются оставить все лучшее самому маленькому члену семьи. От этого может выработаться неумение дорожить тем, что человек имеет. Тот, кому необходимо последний кусочек любимого пирога разделить с двумя младшими братьями, бесспорно, будет его ценить гораздо больше, чем ребенок, съедающий все лакомство сам.
Следите за тем, чтобы покупка ребенку сладостей и игрушек не была спонтанной и не превратилась в обычай. Объясняйте малышу причины, по которым вы будете контролировать данный процесс. В какой-то момент у вас может быть ограниченное количество денег, и игрушка не будет входить в ваш план. Напомните ребенку о последней покупке для него и скажите, что каждый день приобретать новые игрушки неправильно. Всерьез проведите беседу с малышом о вреде такого баловства, аргументы могут быть совершенно разные: большая трата денег, множество игрушек, которые не ценят и с которыми не играют и т.п.
Не бойтесь разъяснять все эти истины даже самым маленьким детям, уже начавшим требовать свое. Даже если в первый и во второй раз они вас поймут не до конца и ваши слова на них окажут малозаметное действие, все равно продолжайте внушать детям правильную позицию по отношению к тому или иному явлению жизни. Со временем вы увидите: все, что вложено, дает плод, как говорится: «что посеешь, то и пожнешь».