Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Потребность в общении со сверстниками является одной из лидирующих потребностей ребенка в дошкольном возрасте. С трех лет до семи, и дальше, в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.
Отношения дошкольников друг с другом сложны, зачастую противоречивы и, мягко говоря, не всегда понятны взрослым.
Общение детей друг с другом такое же необходимое условие развития психики, как и общение со взрослыми. И если в общении со взрослыми ребенок развивается в контексте передаваемых социо-культурных особенностей, то общение со сверстниками и другими детьми удовлетворяет основную социальную потребность ребенка. Кроме этого именно в общении со сверстниками дети чаще всего погружаются в игру, а в игре развиваются разнообразные психические приобретения ребенка, в дошкольном возрасте – это воображение. В игре ребенок учится и управлять собой, и слушать других, подчиняться правилам и даже развивать речь.
Общение со сверстника в дошкольном возрасте помогает ребенку сформировать так называемые общественные качества. Именно в общении со сверстниками у дошколят закладываются, проявляются и развиваются коллективные отношения детей. Это общение порой настолько эмоционально, что взрослые в страхе буквально разбегаются и стараются спасти своих детей (прекрасно описано в рассказе Р. Брэдбери «Детская площадка») , увести их из этого слишком эмоционального мира. Однако не стоит опасаться – дошкольники гораздо лучше справляются со своими эмоциями, чем дети младшего возраста и, зачастую, чем подростки. В общении со сверстниками дошкольники много времени проводят в фантазиях и рассказ страшных историй, социальных выдуманных историй, готовя друг друга, посредством развитого воображения, в взрослой жизни, обучая друг друга премудростям взаимосуществования.
Совместная цель объединяет детей, учит достигать их этой цели и использовать разнообразные имеющиеся ресурсы – в том числе и людские. Если Петя шьет лучше Маши, то разумнее что бы Петя заштопал порванные штаны, а Маша, например, качественно посидела в засаде (чаще, конечно, наоборот).Распределение обязанностей и согласованность действия также «разучивается» в детском коллективе, а не с мамой и папой (мама и папа показывают как можно, примером, но ребенку психологически сложно что-то согласовать с непререкаемым авторитетом папы и мамы).
Существует разная потребность в сверстниках на протяжении дошкольного возраста. Так, в три года (младший дошкольный возраст) дети «используют» сверстников только для участия в совместной практической деятельности, индивидуальность партнеров не важна. В 4-5 лет (среднее дошкольное детство) сверстник становится предпочитаемым партнером, это равное существо, некое зеркало познания и, одновременно, оценки, с ним можно сравнивать себя, превосходить в чем-то и в чем-то уступать. Ну а в 5-7 лет (старший дошкольный возраст) сверстник становится предпочитаемым объектом для общения, обгоняя взрослых, ценится его индивидуальность, и его присутствие в жизни. Появляется дружба.