Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Общение со сверстниками или другими детьми в этом возрасте начинает у вашего ребенка только формироваться. То, что получится к кризису трех лет, назвать полноценным общением в нашем взрослом понимании невозможно.
Для того, что бы полноценно сформировалось общение, ребенок должен пройти через несколько стадий развития этого навыка, при чем стадия может занимать буквально несколько дней и остаться незамеченной. Итак, все начинается с общего знакомства мамочек: песочница, слет слингомам, просто соседки – любой вариант, который приведет к тому, что ваш ребенок станет общаться с другими детьми.
Сначала, в младенчестве, они могут довольно мило лежать вместе под мобилем или на игровом коврике. Дальше дети растут и даже очень хорошо знакомые дети на втором году жизни попадают в ситуацию страха перед сверстниками: любая встреча вашего ребенка с другим ребенком может вызвать испуг и потребность быть защищенным. Но на третьем году жизни дети уже легко играют рядом, но не в какие-то игры по правилам ( о полноценных ролевых играх речь не идет), а просто используют общее пространство для манипуляции предметами.
Общение детей друг с другом в этом возрасте характеризуется большой двигательной активностью и резкими вспышками эмоциональных реакций. Зачастую весьма сильных. И тогда к «цивилизованному» общению может вполне подключиться «зов предков»: дети. Не поделившие книгу или игрушку дерутся, кусаются и истошно вопят. При это могут дети и проявлять агрессивность друг по отношению к другу: толкаться, ударять друг друга рукой, ногой или даже лопаточкой для песка. Особенно ярко выражают дети агрессивность в случае ущемления их прав другими детьми: попытка поиграть (отобрать) чужое ведерко может закончится малышовой дракой.
Дети в этом возрасте абсолютно не умеют учитывать желания другого – здоровый детский эгоизм, этому, учитывать интересы других, им еще предстоит научиться. И во многом это зависит от готовности мамы или другого значимого взрослого, объяснять нормы поведения. Если же мама культивирует агрессивность в ребенке «ты имеешь право защищать свои формочки», то в последующем не следует удивляться положительно закрепленному поведению. Это совсем не значит, что мамы, которые объясняют своему ребенку нормы поведения, могут донести до своего чада переживания другого ребенка - малыши еще не умеют сопереживать, опять же, сообразно онтогенезу психики.
Способность к сопереживанию появится у ребенка значительно позже – после кризиса трех лет, в период дошкольного возраста.
Ближе к трем годам, при приближении к кризису трех лет, ребенок начинает эмоционально крайне тяжело проживать неудачи: если кубики не стали в ожидаемую конструкцию они будут расшвыряны по всей комнате. Могут быть и потоптаны. Могут быть и брошены в маму или бабушку. Причем на маму и бабушку (условно, на любого значимого персонажа) может быть вымещена агрессия – или за то, что его, взрослого, не было рядом в тяжелую минуту, или за то, что был, но не помог. Это также является нормой в определенные периоды развития психики ребенка, но не следует относится к этому с умилением – привитие норм эмоциональных реакций также находится в ведение родителей. Та же самая картина может проявиться и в общении со сверстниками или младшими детьми.
В общем и целом созревание этого «кусочка» психики будет строиться всю детскую жизнь. А затем и взрослую – умение общаться с другими людьми в разных возрастах требует разного подхода. Но не забывайте, родители, что очень многое зависит от вас и от той системы взаимоотношений, которая есть у вас в семье.