Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Уж сколько поломано копий об эти нервные клетки: одни защищают диссертации о том. Как клетки не восстанавливаются, другие – равно противоположные по смыслу. Нам же, как родителям, надо знать всего лишь одно: как поступать, чтобы вся нервная система малыша развивалась крепкой и здоровой. И бог с ними, с деталями.
Как вы, наверное, знаете, дети – это совсем не маленькие взрослые. Они - совершенно иной народец. Другое строение органов (принципиально анатомия у нас одна, но функционируем мы несколько иначе), другие эмоциональные реакции, иначе работает вообще вся нервная система и, внимание! – все это находится в процессе непрерывного роста и развития. Следсвием всего этого является быстрая утомляемость детей. Вы же знаете, что капризничают дети, чаще всего, совершенно не назло вам, а потому что так сложились обстоятельства и нервная система категорически не выдержала нагрузки.
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна, а нервные процессы протекают во всей коре головного мозга, а не только в конкретных «местах», позволяя «передохнуть» другим. Нервная система. С нашей взрослой точки зрения, утомляется моментально. Дети становятся капризными, в некоторых случаях – истеричными и, по некоторым данным нейропсихологов, приобретают СДВГ.
Есть простые вещи. Которые мы должны делать, как родители, для того, чтобы ребенок мог жить в этом мире спокойно. Поскольку бог, как известно, любит троицу, мы выделили три главных кита, на которых стоит нормальное развитие детской нервной системы. Это сон, еда, режим дня.
Даже самые тяжелые случаи можно решить при помощи этих простых, на первый взгляд, вещей.
Что бы вы ни думали, какой бы активный образ жизни ни вели, первое, что должен делать каждый ребенок – это высыпаться. Еще настанет пора зачет, экзаменов, ночных свиданий и время принять решение в пользу полисна. Но все это будет намного позже – сейчас, пока ваш ребенок еще не получил паспорт – он должен высыпаться. Нормы сна изменяются с возрастом ребенка, и в нормальном состоянии (вне болезни) они таковы:
Возраст |
Общее количество сна в сутки, часы |
1 месяц |
15, 5 |
3 месяца |
15 |
6 месяцев |
14,5 |
9 месяцев |
14 |
12 месяцев |
13,5 |
2 года |
12 |
3 года |
12 |
3 – 7 лет |
10 |
7 – 12 лет |
9 |
12 – 16 лет |
9 |
При заболеваниях дети становятся более тревожными и нередко засыпают хуже, чаще просыпаются и, как следствие – плохо высыпаются. А любой недосып сказывается на их самочувствии и, соответственно, поведении. Мы можем наблюдать изменение в настроение, в возможностях к обучению, даже в концентрации внимания (которая до семи лет вообще только непроизвольна!). Результат – уставший ребенок, недовольные родители. Нервная система всех участников процесса начинает гибнуть.
Век фастфуда – наверное так можно охарактеризовать наш с вами двадцать первый век. И если младенцев, начинающих закаливание эта проблема не касается, то детей постарше – еще как.
Ежедневное меню детей старше двух лет должно базироваться на свежих овощах и злаках, бобовых и фруктах, кисломолочных продуктах, обязательно на рыбе и иногда на мясе, а также включать натуральные нерафинированные масла и качественный животный жир. Без сбалансированного питания него у ребенка будет не хватать энергии и сил для полноценной ежедневной жизни. Мы уже молчим о процессе закаливания, который работает только тогда, когда организм погружается в состояние физиологического стресса, а, значит, работает с большим потреблением энергии.
Известный диетолог Анатолий Волков утверждает, что у современных детей с точки зрения питания четыре главные проблемы. Первая: дети едят слишком много белка. Вторая: в их рационе только рафинированная еда (мука, рис, макароны, масло, сахар), а в ней нет толка. Третья: недостаток воды. Именно воды, потому что пьют они в лучшем случае сок, а чаще газировку, нарушая баланс в организме, которому нужно много чистой воды без примесей. И четвертая: вместо натуральных полезных продуктов (кефир и простокваша) они получают якобы полезные (йогурты и творожки), набитые сахаром, красителями, консервантами и усилителями вкуса (журнал «Гастроном»).
Верните детям полноценную еду для того, чтобы сохранить их (и свои!) нервы.
О режиме дня говорят все, кто хоть как-то и хоть когда-то касается детской проблематики. Мы не останемся в стороне. Режим дня – это то, что позволяет нестабильной детской нервной системе отдыхать. Организация детского времени – важнейший элемент воспитания. Для того, чтобы нервная система ребенка не переутомлялась и не «перегорала» мы рекомендуем вам каждый день разделить на несколько основных блоков: утро, день, вечер. Каждый блок должен позволять ребенку переходить время от времени в режим рефлексивного существования. То есть оделись – это значит _сейчас_ выходим, а не когда мама еще 40 минут поговорит по телефону. Такой подход позволяет детям «перегружаться» и отдыхать в промежутках между обучающей, а, значит, напрягающей нервную систему, активностью.