Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Когда захожу к соседке, то могу часами сидеть и молчать, слушая ее монолог. И это не от того, что она интересный человек. Вовсе нет.
Она не работает, мало читает и выходит на улицу лишь в одном случае, купить продуктов в ближайшем магазине. Такая вот патологическая домоседка. Но ей всегда есть что рассказать.
Иногда она прерывает свою речь вопросом: «А что у тебя новенького?» Начинаешь что - то рассказывать, она слышит нечто, на что у нее возникает ассоциация и тут же перебивает. «Ты на майские ездила в Европу? Дочка моей двоюродной сестры тоже… недавно летала в Таиланд! Такой длинный перелет! Она рассказывала…» А дальше я снова могу минут пятнадцать слушать, не прерывая ее диалог. Потом все снова повторяется.
Подобное поведение встречается достаточно часто. Насколько мы можем слушать другого? Слушать и слышать, то, что он говорит. Часто бывает до первой интересной нам темы. Как только у нас рождается какая то ассоциация, мы стремимся прервать своего собеседника и нам просто необходимо ему поведать свое мнение по поводу того, что мы только что услышали.
Проблемы со слушанием могут иметь разные причины.
Поглощены своими мыслями.
Не слушаем собеседника, а обдумываем свои ассоциации на то, что он нам сейчас рассказывает, что мы ответим на его вопрос. Как сформулируем свой ответ, как покажем свою эрудицию.
Поглощены своими эмоциями.
Мы все в себе. Нам очень важны личные переживания, Мы купаемся в них. Нам кажется, что нет ничего важнее наших эмоций. Так важно их высказать, ими поделиться, озвучить их. Также мы выплескиваем накопившийся гнев, недоумение, возмущение и несогласие.
Нездоровое самолюбие.
Когда нам, что - то рассказывают, подсознательно мы начинаем комплексовать. Неужели нам нечего рассказать в ответ? Неужели мы такие малоинтересные? И нам есть что поведать. Мы перебиваем собеседника и начинаем высказываться по поводу только что услышанного.
Мы умнее.
Что греха таить? Часто мы считаем, что мы умнее собеседника. По разным причинам: возрастным, интеллектуальным, в силу социального положения, определенного круга интересов… Зачем нас слушать кого то, мы сами лучше всех все знаем.
Знаем наперед.
Общаясь со знакомыми, мы знаем наперед, что и в какой форме от него услышим. Поэтому недослушав, безапелляционно прерываем его и начинаем говорить сами.
Можно понаблюдать за собой. Это весьма интересный и увлекательный процесс. Насколько мы умеем слушать собеседника.
И помним, что наш собеседник, что - то нам рассказывая не всегда нуждается в нашем мнении или совете. Ему нужно высказаться. Это часто касается и общения с детьми.
Насколько внимательно слушаем детей?
Все дети разные. Есть такие, которые рассказывая что – то, сбитые нашими словесными вставками (вопросами, уточнениями, высказыванием своего мнения) быстро сбиваются и не могут дальше связанно продолжить свою мысль. Или начинают думать, что говорят не то, или что - то неправильное, несущественное. В результате замыкаются. У них пропадает стремление, что то рассказывать. Пропадает чувство доверия и искренности.
Вот почему при общении с детьми нужно быть особо внимательным к себе, как мы говорим, что мы говорим.
Слушая ребенка, нужно стремиться, как можно меньше высказываться, молча слушать. А для того, чтобы у ребенка не сложилось мнение, что его не слушают, нужно его поддерживать репликами: «Да, понимаю...», «Продолжай…», «Такое бывает…». Сигналы того, что мы слушаем, могут и не словесными: кивок головы, хмыканье, внимательное выражение лица.
Высказать свое мнение нужно лишь в конце диалога или когда поведение ребенка, выражает готовность нас выслушать, когда его высказывания начинают носить вопросительную форму.
Главное в диалоге с ребенком, услышать то, что он хочет нам поведать, а вовсе не в высказывании собственного мнения.