Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
О вреде бесконечных запретов в воспитании детей известно сегодня всем. Но, к сожалению, многим родителям легче застраховаться от волнения за собственного ребенка путем запрета, чем вместе с ним познавать мир вокруг.
Нельзя трогать палку: она грязная. Нельзя подходить к реке: утонешь. Нельзя гладить собаку: укусит.
Ребенку практически ничего нельзя. Только он хочет прикоснуться к этому загадочному и манящему миру, приоткрыть таинственную завесу, как дверь захлопывается перед самым его носом.
Другая крайность. Когда все разрешено. Мама сознательно ни во что не вмешивается. Воспитывает самостоятельную личность. Делай сам! Все сам! А как именно? Этого ребенку никто толком не объясняет. Поэтому он вынужден почти ежеминутно «изобретать велосипед», и часто неудачно.
Крайности всегда плохо. Лучше держатся разумной золотой середины. Запретов должно быть не так уж много, но ясно сформулированных и всегда мотивированных.
Воспитывая детей, мы стремимся быть самыми разумными, самыми внимательными родителями, желая нашим детям только хорошего. Но неизбежны в любой семье ситуации, когда родитель должен сам для себя определить, какая степень послушания ребенка ему необходима. И от чего именно должно это понимание идти: от незыблемости родительского авторитета, любви к родителям или, возможно, доверия ребенка и его согласия с вашим мнением.
«Нельзя! – говорит мама «Почему?!» - искренне удивляется ребенок. «Потому!» - кратко и загадочно формулирует мама.
Малыш ничего не понял. Над цветком кружится такая красивая полосатая муха. Жужжит. Очень хочется потрогать. И ребенок снова тянет руку к пчеле. Может, разрешит? Вот такую простую ситуацию можно превратить в незабываемый миг познания. В радость совместного бытия. Мама расскажет сказку о пчеле, объяснит, почему ее все таки не стоит трогать. Вместе с сыном понаблюдает, как, перелетая с цветка на цветок, собирает это маленькое живое чудо, нектар - будущий мед.
Разве нельзя побежать по воде, как по земле? Давай руку, попробуем! Теперь он раскрыл еще одну тайну - «мокрой реки».
Так постепенно все вокруг приобретает свой смысл. Жить очень любопытно! Вкус, цвет, запах, звук, тепло, старой сосны, к которой прижался щекой. Не это ли культурный опыт, который должен идти на встречу ребенку?
Конечно, удобно пойти в лес на лыжах, оставив пятилетнюю дочку с бабушкой. Но почему не взять ее собой? Может быть, встреча с зимним лесом станет для нее настоящим открытием? Цифры, телевизор, даже книги - потом. Сначала живой мир вокруг. И я в нем. Сейчас так важно выяснить именно эти отношения.