Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Воспитатель, нянечка, адаптация – слова, знакомые каждой маме и не каждая мама относится к ним хотя бы спокойно.
Между тем, именно спокойствие мамы определяет готовность ребенка к детскому саду. Как бы нам, мамам, ни казалось, что внешне спокойные слова успокоят наших малышей, а Ваши слезы при слове «садик» демонстрируют ребенку только Вашу любовь, это с точки зрения ребенка совсем не так.
Возраст, в котором ребенок идет в сад предполагает его плотную эмоциональную связь с матерью. Эта связь- результат эволюции и она позволяет маме и малышу слышать друг друга на некотором расстоянии. Это позволяет маме отлучаться по своим мамским делам, получая от ребенка эмоциональные сигналы «со мной все в порядке» или же, в случае опасности, часто за несколько секунд до происшествия «на помощь, на помощь». Так мамы ловят падающие с комода на голову ребенка вазы левой ногой, придерживая правой дверь, захлопывающуюся от сквозняка. Думаю, в арсенале воспоминаний каждой мамы есть подобные эпизоды. Ребенок точно также чувствует мамино состояние.
К сожалению, для ребенка Ваше мамское состояние гораздо важнее для полноценного развития, чем для Вас – состояние ребенка. Вы имеете опыт, знаете что, что бы ни происходило сейчас, это проходящее и в принципе, Ваше выживание не зависит от эмоционального состояния ребенка. А вот выживание ребенка напрямую зависит от Вас, мамы. Если Вы плачете – значит это опасность, значит, это потенциальная опасность для выживания ребенка. Ребенок пугается истошно и выйти из этого состояния ему тяжелее, поскольку у малышей нет представления о времени. Плохое тянется вечно. Есть и хорошая новость: хорошее точно также длится вечно. И еще. Ребенок чувствует именно эмоции, отношение, а не слова. Слова для него вторичный. Наверняка Вы слышали про амбивалентных матерей: говорит «люблю», а сама ненавидит за несделанную карьеру. И результаты амбивалентной матери, не разобравшейся в своих проблемах – ой как страшны для ребенка.
Такая связь характерна больше для мам и малышей до года, потом, в норме, она ослабевает и к двум годам мама и ребенок ведут довольно независимую жизнь, количество сигналов друг другу снижается. Но ребенок по-прежнему ловит сигналы от матери и по-прежнему для него эмоции куда как важнее, чем слова.
А теперь представьте себе ситуацию: Вы рассказываете ребенку как замечательно будет в саду, как там все прекрасно и такие чудесные детки, а сами в душе вспоминаете противного Глеба в колготах в рубчики и синих шортах, который отбирал у Вас котлеты. Начинаете эмоционировать. И уж тут понятное дело, что Вы фонтанируете не любовью этому Глебу, колготам в рубчик, а заодно и садиковскому запаху, а детскими эмоциями паники, жалости к самой себе и всем остальным.
И тут Ваш ребенок, глядя на Вас ясным взором как бы размышляет: «интересное дело, в какое-такое адское место отправляет меня мама и зачем она меня туда отправляет, и врет же мне явно – что там будет хорошо, как там может быть хорошо, если она об этом месте вспоминает только паникой и безутешным горем?». И, разумеется, ребенок в это место идти не хочет. Более того, в его простую детскую душу закрадываются мысли о том, что мама-то врет. И зачем это мама желает от него избавится? Прямо драма «Мальчик - С – Пальчик» какая-то. В многоактовых действиях.
И начинается. Ребенок боится сада уже заранее. Мама, обливась в душе слезами, делает милое лицо и начинает лепетать. Ребенок пугается и этого. Зачем мама лепечет, если раньше за ней такого не водилось? Что же это с моей мамой, не рехнулась ли моя мама, не угрожает ли моему существованию посещение этого места? Лучше уж быть рядом с мамой, даже если она и помещалась с легка, но это же моя, родная мама и все знакомое дома. Ребенок, в рамках выживания, начинает упираться. С первого же дня и на долгие-долгие месяцы. Ненавидит сад. Даже если ему там хорошо- мама же, главный показатель мира, продолжает его дергать вопросами: «А тебя там не били?». «Били» - вдруг изрекает малыш, которого никто не бил. Потому что мама шлет явный запрос – «Тебя там били, скажи мне, что тебя там били, я так нуждаюсь в этом». «А воспитательница у вас плохая, кричит на вас?». Кричит, утверждает малыш. Он уже устал от этой двойственности, но боится расстроить маму, не ответив на ее запрос, не оправдав ее ожиданий.
Противники детсадовского воспитания до самой школы оставляют детей дома, а сторонники иной раз отправляют маленького в ясельные группы, буде таковые найдутся.
Мама, получив подтверждение своим страхам, торжествует. Жизнь ребенка вообще превращается в кошмар. Мама знает, что там плохо, он ей это подтвердил, но мама с решимостью и упорством продолжает водить рыдающего и упирающегося ребенка в сад. Утром слезы, вечером прозы – новые запросы, ответы, валокардин и пересказы по телефону ужасов детского сада. Малыш слышит, что Вы там плетете по телефону и начинает в это верить. Кому же верить, как не маме? Вот и верит, что его там и бьют и не кормят и мама на работе убивается и по утрам ей с сердцем плохо, потому что надо чадо в сад волочь.
Мамы, оно Вам надо? Зачем Вы сами делаете ребенку такой страшный капкан? Решите прежде всего свои проблемы – признайте, что да, у Вас лично был плохой садик, но сейчас очень и очень изменились времена. В садиках уже не пахнет этим жутких запахом и колгот в рубчик уже не носит никто. Да и воспитатели – не отчаявшиеся климактеричные тетки, пришедшие в сад от безысходности и срывающие на детях агрессию.
Сейчас все иначе. Сходите и убедитесь сами. И успокойте своего Внутреннего Ребенка. Ему больше не придется ходить в сад. И только успокоившись сами, решив эти свои внутренние вопросы ведите ребенка в сад.