Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Если ваш ребенок прошел через кризис одного года (а он в любом случае через него прошел, даже если незаметно для вас), то о кризисе третьего года вы, наверняка слышали и в какой-то мере к нему готовы. Возможно, как мама, но …
… но для того, что бы действительно понять, что происходит с вашим ребенком и обратить этот кризис на пользу для развития вашего чада, вам следует обладать информацией.
Первое, что вам следует знать, так это, что кризис это закономерный результат развития психики и описаны кризисы детского возраста были уже давно, примерно сто лет как. Каждый возраст характеризуется своим кризисом, а каждый кризис – своими причинами. Для кризиса трех лет причина – социальные отношения. Грамотнее его называть кризисом социальных отношения, и в этот кризис попадают все люди, которые окружают вашего ребенка6 от сверстников и малышей, до взрослых детей, родителей и просто старших. Этот кризис связан и со становлением самосознания, что приводит к большому упорству в отношении персоны ребенка: ребенок всеми силами заявляет о своем «Я» и девиз этого кризиса: «Я сам!»
Симптомами кризиса трех лет по Л. С. Выготскому являются:
Все эти симптомы являются отражением, появлением снаружи того, что происходит внутри детской психики. При благожелательной домашней среде ребенок не будет долго упорствовать в своем кризисе и перейдет на следующую стадию познания мира и созревания психики. В случае неблагоприятной семейной системы, отрицающей право ребенка на свое «Я», связывающей по рукам и ногам ребенка, запрещая тем самым быть ему «Я сам» кризис может затянуться на долгие и долгие годы, незаметно перейдя в подростковые кризисы.
Лучше всего к этому периоду относиться спокойно: главное, что происходит в кризис это определенного уровня отделение ребенка от родителей, и манифестацией этого является сакраментальное «Я сам». Причем «Я сам» относится не только к процессу изготовления чего-либо, но и к процессу игр (может начать отгонять родителей или сверстников от игр), исступленно кричать «Я сам» до тех пор, пока его воля и автономия не победят взрослых и личность не получит свободу (в умеренных, конечно, рамках), или до тех пор. Пока его волю не сломает воля родителей.
Закономерным финалом кризиса является выход ребенка из состояния, которое было ограничено предметами, в мир взрослых людей, где его личность, его «Я»,занимает новое место и с которым, по-хорошему, надо бы всем считаться. В противном случае, если родители ограничивают проявление ребенком самостоятельности и независимости, высмеивают попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, возникает детское чувство стыда и неуверенность в своих силах, которые могут сопровождать человека всю жизнь.
В результате психического развития в период раннего детства (один-три года) и следующего за этим периодом кризиса трех лет, ребенок приобретает психологические новообразования. На них затем будет строиться дальнейшее развитие ребенка, уже дошкольного периода. К новообразованиям раннего детства относят следующие приобретения ребенка:
Как только ребенок установит для себя новую систему оценок своих достижений – через оценку действия окружающими – он, считают последователи Выготского, переходит к новому, дошкольному этапу развития психики.