Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Ирина уже не первый час делала уроки со старшим ребенком. Она была вымотана, был вымотан и сын.
Вместо того, чтобы выполнить домашнее задание и потом пойти гулять, как ему обещала мама, он все время егозил, ронял то карандаш, ластик, ручку и потом долго ползал под столом, выискивая закатившиеся предметы. Пятилетняя дочка изнывала от скуки в ожидании, когда старший брат закончит с уроками. Она тоже начинала капризничать. Мама, потеряв терпение, схватила сына за руку и пару раз шлепнула по попе.
На следующий день дочка об этом инциденте рассказала в садике: «Мама бьет моего брата». Воспитатели восприняли жалобу буквально и вечером высказали маме свое недовольство за жестокое обращением с ребёнком.
Это был не первый случай, когда дочь рассказывала в садике о том, что происходит дома. Неделю назад она поведала всем, что ее папа больно щиплет маму. В тот раз маме пришлось оправдываться перед воспитателями («Почему вы позволяете своему мужу так обходиться с собой!») и объяснять, что муж проходил мимо, и обнял ее за талию, от неожиданности она вскрикнула. Дочери показалась, что папа ущипнул маму за бок так больно, что та закричала от боли.
На этот раз мама провела воспитательную беседу с детьми и пояснила, что не обо всем, что они видят дома можно рассказывать окружающим. Это личная жизнь и незачем это выносить «за порог». Это частное пространство семьи, оно ценно.
Старший ребенок понял, младшая с трудом. В ее голове так и не прояснилось, что можно говорить воспитательнице и подружкам, а что нет. Где та грань, за которую нельзя переступать?
Дочка после этого разговора стала постоянно уточнять: «Могу я рассказать в садике, что мы ездили к бабушке в гости и там видели кошку, которая постоянно кричала, потому что хотела кота? А дедушка так смешно выругался, когда попал молотком по пальцу? Можно рассказать Маше, что мой брат тоже не любит гречневую кашу и в воскресенье опрокинул тарелку на пол?»
Мама стала фильтровать темы о которых спрашивала дочка, что – то разрешала рассказывать, что – то нет. Возник вопрос, как научить дочь самостоятельно определять, что можно рассказывать окружающим, а что является табу. Из каких посылов исходить?
Сначала мама дала «добро» рассказывать о том, что хорошего происходит в семье. Через некоторое время дочка пожаловалась, что в садике ее стали называть хвастунишкой, потому что она постоянно делилась тем, где была, что видела, что ей купили и какие хорошие оценки получает в школе ее брат.
После этого мама предложила дочери вообще ничего не рассказывать о семье. Дочь стала приходить грустная из садика и жаловалась: «Все девочки, что - то рассказывают, а я молчу».
Мама посоветовала дочке рассказывать только то, что связанно именно с ней и если ей хочется рассказать о ком – то другом, то пусть подумает, будет ли другому приятно, чтобы об инциденте связанным с ним, узнали посторонние.
Сначала маму разговоры «Что можно рассказывать, а что нельзя?» раздражали, но потом это прошло. Объясняя дочери смысл понятий «личное», «частное», это подталкивало на нравственные размышления «Что есть хорошо, что плохо?», «Зачем мы говорим и какой в этом смысл?», «Что должен понять собеседник?», «Как говорить, чтобы тебя поняли правильно?», «Можно ли обманывать?»…
Эти разговоры оказались полезны детям, так как заставляли их размышлять, анализировать, рассматривать возникший вопрос со всех сторон, стараться понять точку зрения другого.
Родители со своей стороны стали более внимательно себя вести в присутствии детей, стремясь понять, как дети могут интерпретировать то или иное их действие.