Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Малыш должен понимать, зачем существует порядок и обязанности в семье. Для того, чтобы максимально облегчить жизнь и дать каждому больше свободного времени заниматься тем, что ему интересно.
Проще класть свои вещи на полочку, чем каждый раз перед прогулкой перерывать шкаф в поисках колготок и варежек. Помочь маме с мытьем посуды, собрав тарелки со стола. Тогда мама быстрее освободится, и можно будет подольше погулять.
Привлекая ребенка к совместным домашним делам, можно понять, что ему больше нравится делать. И потом именно эти дела, закрепить за ним. Ребенку нравится вытирать пыль с мебели. Пусть он будет «Главным вытиральщиком» или «Полевым борцом» (борцом с пылью). Наградите его почетным званием. Пусть с этого момента пыль будет только его епархией.
Если ребенок забыл что – либо сделать? Конечно, нужно напомнить, но важно как. Вместо констатации факта «Ты снова не убрал за собой игрушки! Пойди и собери их в ящик!» Обыграйте эту ситуацию. «Сейчас я проходила мимо детской комнаты и услышала жалобный писк. Заглянула, а там твой плюшевый зайка так горько плачет и жалуется кубикам: «Все игрушки уже давно дома, в ящике. А я тут скучаю под диваном! Мне холодно и страшно!» Может быть, его стоит тоже уложить в ящик - домик?»
Другой вариант.
- Я огорчилась, увидев лужу от пролитого молока. Мы с тобой так славно убрались на кухне! Как ты думаешь, когда тебе лучше ее вытереть, сейчас, пока она не засохла или потом?
-Сейчас.
-Хорошо. А как я узнаю, что ты вытер лужу?
-Когда я вытру, я подойду и скажу.
-Хорошо. После этого мы начнем собираться на прогулку. Договорились?
Когда вы хвалите ребенка, не надо его награждать эпитетами: «Умница. Молодец». Нужно описывать, какие чувства в вас вызывает его поведение. «Мне приятно было смотреть, как ты сам застегиваешь пуговки на рубашке. Мне понравилось, как ты аккуратно сложил игрушки в коробку. Я любуюсь тобой, когда вижу тебя причесанной. Я увидела, как ты помог своей сестренке вытереть лужу. Я горжусь тобой!»
Это относится к ситуациям, когда вы недовольны ребенком. Нужно исключить слова «неряха, неумеха, безрукий». Точно также следует говорить о своих чувствах к ребенку. «Меня расстроил беспорядок в детской. Я была огорчена, увидев грязные ботинки на ковре».
Постепенно количество обязанностей у ребенка увеличивается. Закрепляйте их не только словесно, подчеркивая, как много он уже умеет делать самостоятельно, но используйте и зрительный ряд. Например, на большом листе бумаги нарисуйте предметы – символы, что умеет делать ребенок, с чем успешно справляется. Например, зубная щетка олицетворяет умение ребенка самостоятельно чистить зубы, тарелка и ложка аккуратно кушать, платье и шапочка - одеваться.
Ваш малыш будет гордиться плакатом своих обязанностей, и с гордостью будет демонстрировать его родственникам и гостям дома.
Когда рисунки - списки обязанностей ребенка будут достаточно длинными, то их можно разбить территориально. На кухне повесить рисунок салфетки, ложки, тарелки, раковины. Это обозначает, что малыш помогает вам накрывать на стол, самостоятельно кушает и потом убирает посуду в раковину.
Полезны рисунки и в том случае, когда нужно малышу напомнить о его обязанностях. «Давай посмотрим, что ты сегодня сделал из своих дел, а что еще нет. Вот леечка нарисована. Ты цветочки не забыл полить? А вот корзинка нарисована. Ты игрушки свои сложил в корзинку или еще нет?» Здесь важны вопросы, а не нотации.
Удобны рисунки тогда, когда малыш еще не до конца освоил последовательность выполнения своих обязанностей. Нарисованные руки, лицо и зубная щетка на листке в ванной напомнит ребенку, что сначала нужно вымыть руки, лицо, а затем почистить зубы.
Если малышу еще трудно запомнить, что на себя надевать, собираясь на прогулку, какова последовательность вещей, то картинки – памятки помогут ему.
В некоторых семьях существует традиция расписывать обязанности на неделю. Кто – то делает это в еженедельнике, кто – то на листке бумаги и вывешивает на видном месте. Ребенок, понимая, что есть обязанности у взрослых, спокойно относится к тому, что они есть и у него, их следует выполнять.
Самый простой вариант. Взять лист бумаги. Разграфить его по количеству членов семьи и заносить туда по мере поступления дела по дому, которые необходимо выполнить. По мере выполнения, пункты зачеркивать. Посильные дела записываются и в колонку ребенка.
Малыш тогда ощущает себя полноправным членом семьи. Вывешенный список дел объединяет всех в единый организм под названием «Наша семья».
Кроме воспитательных целей, у списка есть прозаическая задача. Не забыть выполнить мелкие дела, которые всегда «вылетают из головы».