Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Изготовить прочную и ровную рамку своими руками не так-то просто. Тому, кто пишет акварелью или вышивает бисером, придется на время сменить хобби и освоить столярное дело.
А еще – превратить свой дом в мастерскую, купить десятки планок различной длины и толщины, лобзик, шлифовальную машинку, банки со столярным клеем, плоскогубцы, мотки проволоки, гвозди, молоток…
Проще, чище и дешевле приобрести уже готовые рамки: большие и маленькие, металлические и деревянные. Тем самым вы избавитесь от “черновой” работы и освободите время и энергию для творчества.
Самое простое и эффектное решение – покрыть поверхность рамки клеем и задекорировать ее любым материалом. Это могут быть:
Рамки из дерева – это классика, проверенная веками. Если вы хотите добавить собственный декор к простой деревянной основе рамы, вам предстоит пройти нескольких этапов:
Обработка поверхности. Даже новую рамку необходимо обезжирить перед тем, как нанести на нее клей или лакокрасочное покрытие. Такой же обработке следует подвергнуть крупные камни, ракушки и т.п., которые вы собираетесь приклеить к раме. Обезжирить поверхности в домашних условиях можно медицинским спиртом, уайт-спиритом, бензином или специальным готовым раствором, который продается в строительных магазинах. Имейте в виду, что многие жидкости, которые используются для обезжиривания поверхностей, горючи и токсичны!
Выбор клея. Клей ПВА - самый популярный вариант для домашнего использования: он доступный, недорогой, малотоксичный. Столярный клей прочнее, но он стоит дороже, для работы с ним необходим навык, к тому же удалить следы от столярного клея с рабочего стола и пола будет очень трудно. Клеевой пистолет (термопистолет) отлично закрепляет крупные детали из любых материалов и фактур, но обладает одной особенностью – он очень быстро затвердевает и при ошибке изменить что-либо в композиции невозможно.
Как правило, клей наносят только на раму, но крупные тяжелые детали можно и нужно дополнительно промазать в местах прилегания. Для создания «зернистой» фактуры морской песок (бисер, мелкие шарики, металлические опилки и т.п.) смешивают с небольшим количеством клея, затем эту пасту наносят на рамку.
А вот крупную соль лучше насыпать на покрытые клеем планки, поскольку она может раствориться в жидкости.
Тонировка, золочение (паталь), окраска. Подчеркнуть натуральную древесную текстуру можно тонировкой – либо готовой смесью нужного оттенка, либо «по старинке», водным раствором марганцовки.
Позолоту можно нанести сусальным золотом (паталью), но этот способ недешев и требует навыков.
Акриловые смеси для золочения, бронзовения или серебрения гораздо дешевле и проще в применении. Акриловые краски также хороши для матовой ровной окраски рамок в домашних условиях.
Лакировка. Далеко не каждая фактурная отделка рамки требует лакировки. Ткань, бумагу, сухие цветы лучше не покрывать никакими дополнительными составами. Для дерева, камня, стекла и пластика лучше всего использовать акриловый лак – бесцветный или с колером. Масляные или нитролаки горючи, токсичны и надолго наполняют помещение едким запахом.
Произведения искусства, выставляемые в музеях, не принято закрывать стеклом. Это делают лишь изредка в антивандальных целях. Хрупкий красочный слой бесценных шедевров живописи защищают особыми составами, берегут от попадания прямого солнечного света, поддерживают постоянными его температуру и влажность. В домашних условиях такой профессиональный уход невозможен, поэтому используется стекло – оно помогает надолго сохранить картины и фотографии.
У обычного, так называемого «оконного», стекла есть два серьезных недостатка: оно хрупкое (следовательно, небезопасное) и отражает лучи света, бликует. Плексиглас почти полностью избавлен от вышеперечисленных недостатков. Оргстекло (так еще называют плексиглас) прочное, с меньшей отражающей способностью, абсолютно бесцветное, в отличие от немного зеленоватого оконного стекла. Для того, чтобы оргстекло не мутнело, покрываясь царапинами, достаточно следовать простому правилу: мыть чистой теплой водой без химических средств, и протирать поверхность оргстекла мягкими неабразивными салфетками. И тогда рамка с плексигласом прослужит долго, не требуя замены.
Музейный принцип избегать стекла там, где это возможно, действует и в отношении вышивок. Почему? Потому что вышивка обладает рельефной фактурой, и остекленная рамка может лишить произведение сложной игры объемов, сделать изображение «плоским». Есть и еще одна причина, по которой вышивки обычно не прячут под стекло. Дело в том, что в остекленной рамке невозможно избежать небольшого зазора между поверхностью стекла и вышитым полотном. Эти 2-3 мм белой канвы не видны при фронтальном взгляде, но стоит посмотреть сбоку – и зазор становится заметен. Поэтому лучше помещать вышивку в неостекленный багет, плотно натянув полотно по краям, впритык к рамке.
Фотографии, акварели, тонкие вышивки отлично смотрятся в лаконичном паспарту. Обычно оно представляет собой лист картона или плотной бумаги с прямоугольным, овальным или круглым отверстием в центре.
Внутрь паспарту помещают картину или фотографию, с обратной стороны закрепляют лист картона или тонкой фанеры – и аккуратное обрамление готово.
Чаще всего встречаются паспарту белого цвета, поскольку белый фон всегда выгодно оттеняет центр композиции, не перегружая внимание деталями. Еще один прием цветового решения паспарту – выделение главного цветового акцента самой картины. Например, доминирующий оттенок коричневого.
Или цвет листвы на фото.
Или оттенок воды и неба.
Общее правило таково: цвет паспарту обязательно должен гармонировать с цветовой гаммой произведения, но при этом может быть светлее или темнее фона самой картины.
Иногда для серии работ – например, фотографий или маленьких пейзажей – используют «интерьерные» паспарту. Их изготавливают из обоев, гармонирующих с отделкой стен помещения. Это могут быть обои с неброским ритмичным орнаментом, фактурные обои, клейкие пленки с голографическим эффектом.
Галерея работ в одинаковых паспарту создает впечатление выставочного зала даже в обычной квартире.
Паспарту подходят для рамок любых стилей и из любых материалов: багетных и металлических, без стекла и остекленных, с классической позолотой, и с бусинами или ракушками. Не существует четкого правила и в подборе размера паспарту. Площадь полей может быть визуально значительно больше самой картины,
а может быть и меньше нее
Как правило, в портретных фото нижнее поле паспарту всегда немного шире верхнего.
Этот прием позволяет не портить изображение надписью, а помещать имя, дату и иной текст на паспарту.
Вышеперечисленные способы обрамления картин или фотографий не требуют особых навыков и ограничиваются минимальными затратами времени и средств. Однако существуют сложные техники отделки, которые сами по себе являются настоящим искусством:
Декупаж: наложение рисунков на бумаге на различные поверхности.
Кракелюр: живописно состаренный лакокрасочный слой, покрытый трещинами.
Сграффито: узоры, процарапанные на многослойной штукатурке.
А также инкрустация соломкой, выжигание, лозоплетение и многое другое. Каждая из этих техник требует специального изучения, открывает невероятный простор для творчества, позволяет не только декорировать рамки, но и создавать самостоятельные произведения. Об этих видах декоративно-прикладного искусства написаны сотни книг, а в соцсетях вы найдете большое количество тематических сообществ по простому поисковому запросу “кракелюр”, “декупаж” или “лозоплетение”.
И, пожалуй, самое важное, что необходимо учесть при выборе достойного обрамления для ваших работ: рамка не должна быть дороже самой картины! Главная задача рамы – подчеркнуть и выделить на общем фоне художественные достоинства произведения. Посмотрите на вашу домашнюю коллекцию фотографий, картин или поделок критическим взглядом. Не пора ли что-то изменить в ее оформлении? Купите качественные и недорогие рамки, декорируйте их, вооружившись новыми знаниями, по-новому расположите свои произведения искусства. Так лучше?
Не боитесь экспериментировать и помните, что в искусстве можно все!
Карина Свиридова, специально для «Светосила».