Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Примерно лет с трех дети начинают задавать «философские» вопросы, касающиеся мироустройства: «Кто создал мир? Где я был раньше? Что значит «заниматься любовью»? Могу я жениться на маме?...»
Нам взрослым, не избежать этих неудобных вопросов. Мы испытываем смущение, если понимаем, что вопрос ставит нас в тупик. Как отвечать, что говорить?! Поймет ли ребенок наш ответ? Насколько можно быть откровенным с ним?
Уйти от вопроса, перевести разговор на другую тему, это не решение, так как именно сейчас закладывается основы миропонимания ребенка. Если он задается «философскими» вопросами, значит, он к ним созрел и хочет услышать на них ответ.
Бывает так, что вопрос застал нас в тупик или нет готового ответа. Возможно, обстановка не располагает говорить на эту тему. Тогда нужно откровенно сказать ребенку, что ответа вы не знаете или ответите на его вопрос позже, например, когда придете домой или будет больше времени, чтобы обстоятельно ответить на его вопрос.
Предположим, что взрослый ответил на вопрос ребенка, но это не значит, что тема закрыта. Наверняка юный почемучка еще не раз вернется к этому вопросу, будет вновь и вновь его задавать, уточнять с разных ракурсов, расспрашивать.
Ответ на вопрос ребенка должен соответствовать его возрасту. Трехлетке достаточно будет ответить на вопрос «Откуда я взялся?» - «Из маминого животика». Ребенка постарше такой ответ уже не устроит, и он потребует более «развернутого» разговора и засыплет градом вопросов: «Как я туда попал?» «Как из животика вышел?»…
Ответ должен быть максимально правдивым. Вряд ли карапуз поймет про сперматозоиды и яйцеклетку, ответ можно упростить, рассказав, что мамины и папины частички встретились друг с другом и соединились, они стали расти и потом из них появился он. При ответе на этот вопрос шестилеткам - семилеткам можно использовать в качестве иллюстрирующего материала детскую специализированную литературу.
Лучше на неудобные вопросы отвечать самим родителям, чем ждать пока наших детей «просветят» в саду или на улице его друзья – приятели.
Есть вопросы, которые не требуют развернутых ответов: «Можно ли мне выйти замуж за папу, за брата? «Можно ли мне заниматься любовью с Машей? «Можно ли ходить голым в садике?...» Ответ взрослых – категоричное «Нет! Нельзя!» Нельзя выходить замуж и жениться на родственниках. Вы прекрасно понимаете его чувства, что он любит близких ему людей и не хочет с ними расставаться, но связывать себя узами брака с родственниками запрещено во всех странах. Повзрослев, он обязательно встретит того, кто ему будет душевно близок и кого он полюбит. Вот на том человеке он может жениться или за него выйти замуж.
Что касается демонстрации своего тела или отдельных частей, то ребенок должен усвоить, что это категорически делать нельзя. И при малейшей попытке со стороны другого человека принудить его к этому, он должен об этом рассказать родителям. Это касается его здоровья и безопасности.
Отдельная группа вопросов с неоднозначными ответами: «Можно ли мне спать вместе с мамой? Могу ли я поцеловать Витю? Почему я не могу пукать в садике?»…
Ответы на эти вопросы территориально – временные, требующие пояснения. «Пукать в садике можно, но не в группе, а только в туалете». «Целовать Витю ты сможешь, когда станешь взрослой». «Ты можешь полежать в родительской кровати немного, но спать пойдешь в свою кроватку. Дети должны спать отдельно от родителей»…
Эти ответы требуют большого такта, чтобы не обидеть кроху. Ребенок должен верно понять ответ взрослого, без самовольной интерпретации.
То, что дозволяется взрослым, но запрещается детям, это все временно, когда дети станут взрослыми, они могут делать все, чем сейчас так возмущены: «Почему дети ложатся спать рано, а родители поздно?» «Почему папа кашу не ест, а он должен?» «Почему старшая сестра ходит без шапки, а на него натягивают шапку и колючий шарф?»…
Жизнь так быстротечна, но об этом, почему то знают только взрослые.