Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Маленькие дети - консерваторы. Им нравится знакомое расположение вещей, привычная обстановка, заведенный порядок. Они дискомфортно чувствуют себя на новом месте, среди незнакомых людей. Начинают нервничать, когда сбивается режим дня.
Стоит придерживаться определенного распорядка дня и выполнения повседневных обязанностей. Это удобно и детям, и взрослым.
Чем старше ребенок, тем больше у него обязанностей. Какие повседневные обязанности могут быть у ребенка?
Уход за собой: одеваться, раздеваться, причесываться, чистить зубы. Самостоятельно кушать.
Уход за своими вещами.
Класть на место свою одежду и игрушки. Держать в чистоте свою обувь. Следить за порядком в детской комнате, убирать за собой кровать.
Помощь в домашнем хозяйстве.
Класть свою грязную одежду в бак для белья. Помогать накрывать на стол, убирать со стола посуду, гасить за собой свет.
Убирать за собой мусор. Помогать маме в уборке квартиры. Например, вытирать пыль, пылесосить, поливать цветы.
Обязанности по дому могут быть разными. Они устанавливаются индивидуально, в зависимости от уклада семьи.
Уход за другими членами семьи и животными.
Помогать бабушке или дедушке, младшему братику или сестренке. Кормить попугайчика, рыбок, собаку.
Не надо думать, что режим дня и повседневные обязанности убивают творческую жилку и непосредственность в детях. В семьях, где обязанности по дому внесены в режим дня, все члены семьи имеют больше свободного времени, а значит, возможность проводить его более плодотворно и интересно. Если мама одна выполняет все по дому: готовит, убирает, стирает, то она так выматывается, что к вечеру у нее не остается сил погулять с ребенком и сказку на ночь почитать. Она выжита, жизнь ей кажется серой и скучной.
Нужно воспользоваться тем, что дети радуются постоянству и с удовольствием придерживаются режима, воспринимая его как ритуал.
Если вы приучили ребенка пить на ночь молоко с печеньем, то попробуйте поменять этот ритуал, и вы увидите, как ребенок будет поражен, не увидев привычной кружки с молоком! Он воспримет это, как крушение его жизненных устоев.
Как научить выполнять обязанности
Возникает закономерный вопрос, как привить малышу желание выполнять обязанности? Из разовых дел сделать их регулярными? Как следить за их выполнением, не ущемляя достоинства ребенка своим недоверием? Как реагировать в случае отказа?
Внимательно следите за малейшими попытками малыша что - то сделать самостоятельно. Взял ложку и начал есть сам. Похвалите и направьте его усилия в нужное русло. Не поленитесь, потратьте неделю, чтобы отработать до автоматизма нужные движения. Восхищайтесь каждым правильно сделанным действием. Подчеркивайте, что теперь он большой, самостоятельно ест, как папа и мама.
Отработав движения вместе с малышом, переключите его внимание на то, чтобы есть более аккуратно. Хвалите, указывая, что лужа сегодня от пролитого на пол супа, меньше, чем было вчера.
Важна поэтапность. Не надо ошарашивать малыша сложными заданиями. Следующее движение или дело, следует оттачивать только тогда, когда полностью освоено предыдущее.
У всех родителей есть ожидания относительно того, что может, и должен делать их ребенок. Но иногда они завышены. Нужно соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
Иногда начитавшись книжек по воспитанию или наслушавшись рассказов других мам, мы начинаем расстраиваться, что наш ребенок не соответствует общепринятым нормам развития. Сверстники нашего малыша, судя по рассказам, уже давно сами убирают за собой кровать и игрушки, без напоминания чистят зубы... У каждого свой путь развития. Да, ваш малыш не вешает свою курточку на вешалку, зато с большим удовольствием помогает мыть овощи и пытается самостоятельно чистить картошку.
Последовательность приобретенных «умений» и навыков для каждого ребенка индивидуальна.
Воспитывая в малыше «взрослость и ответственность» важно не перегнуть палку. Иначе можно отбить всякое желание, что - либо делать по дому.
Учитывайте настрой ребенка. Готов ли он сегодня обучаться новому. Возможна и регрессия. Ребенок освоил что - то новое. Например, уже месяц самостоятельно одевается и тут раз, капризы. Просит маму натянуть на него колготки. Возможно, малыш хочет снова ощутить себя маленьким и беспомощным. Подыграйте ему, но уточните, что в следующий раз, одеваться он будет сам. Подчеркните, что вы им гордитесь и восхищаетесь, когда видите, какой он ловкий и самостоятельный.
Каждую попытку малыша сделать что – то, отслеживайте и старайтесь закрепить. Показывайте всем своим видом, что вы гордитесь им. С восторгом рассказывайте папе, пришедшему с работы, что сын сегодня самостоятельно развязал шнурки на ботинках, и сам разулся! Без вашей помощи! Какой он уже большой!