Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Во что играть - спрашивают мамы. Как играть – спрашивают папы, требуя инструкции. Играть – отвечаем мы – просто играть.
Демонстрируя функции предметов – добавляем мы позже. С этого, собственно, все игры и начинаются: мама или папа, или иной важный для ребенка взрослый, демонстрирует малышу-годовасику возможные функции предметов. Мамы и малыши строят башенки из кубиков. Собирают пирамидки, тычут ложками в рот оголодавших мягких игрушек. Затем идет следующая стадия развития: ребенок знакомится с альтернативными возможностями игровых предметов. Так, кубик становится не только частью пирамидки, но и частью дома или забора. А также может играть роль утюга или даже для детей существенно постарше, роль капусты, купленной в магазине. Всему этому, однако, ребенок не научится без помощи взрослых.
В самом начале периода, именуемого ранним детством, ребенок обучается в игре соотносящимся действиям – то есть действиям, в которых он должен оперировать несколькими предметами для достижения результата. Многие детские игрушки, «народной»разработки, выпускаемые затем советскими предприятиями, соответствовали продолжают соответствовать этим потребностям ребенка – это пресловутые кубики и пирамидки, матрешки. Для того, что бы получить результат малыш должен или совместить кубики друг с другом, нанизать колечки на палку при постройке пирамидок.
Как уже говорилось, в самом начале взрослый знакомит ребенка с функциональной нагрузкой предмета , а затем, при помощи игры, знакомит ребенка с полифункциональностью предмета. Такое восприятие предметов имеет огромное значение для развития психики ребенка, поскольку отвечает, в какой-то мере, за развитие фантазии и творчества. Ведь замещающее действие (то есть действие, не характерное для предмета в быту) свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания и уже на этой способности – способности к заместительным действиям, формируется способность играть.
В соответствии с этапами развития, после знакомства с полифункциональностью предметов, наступает период предметной игры – игры, в которой многократно представляется воспроизведение общих схем использования предметов. Затем эта игра преобразуется в сюжетно-оторазительную игру. Эта ступень «игрового» развития демонстрирует те действия ребенка, которые он производит в обычной жизни.
В конце второго года ребенок начинает демонстрировать «бытовые сценки» из своей жизни, жизни родителей и, если ребенок ходит в ясли, то и из этой сферы жизни. К концу раннего детства произойдет разделение игры и бытовой жизни: игры станут более фантазийными, а деятельность более практической. Тут и вступит в игру полифункциональность предметов: кукол начинают причесывать палочками, кубики становятся хлебом и так далее.
Но не все происходит так просто, как описано выше: для того, что бы произошло это игровое замещение, ребенок должен получить пример от взрослых. Фактически взрослые должны играть с ребенком и сопровождать это приятными эмоциями, эмпатической близостью, для того, что бы ребенок хотел перенять этот способ взаимодействия с реальностью. Взаимодействие родителей и ребенка позволяет последнему прикоснуться к сюжетной игре, которая, в свою очередь, приобщит ребенка к миру взрослых и поможет малышу вести себя в нем адаптивно.