Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Вот ваш малыш минул кризис трех лет и вышел из него новой личностью . что будет происходить с ним дальше? Как он будет взрослеть и чем заниматься?
В результате кризиса трех лет у ребенка происходит психологическое отделение от взрослого (если, конечно, взрослый позволит это сделать по-настоящему, в противном случае малыш останется маменькиным сынком или дочуркой). Ребенок выходит за пределы своего замкнутого мирка, представленного семейным кругом, и пытается установить отношения с миром взрослых людей. Однако, по ряду причин, это невозможно и дети пытаются познать мир при помощи… сюжетно-ролевой игры. Именно игра помогает разрешить психике ребенка противоречие между желанием быть взрослым и физической невозможностью им быть. Фактически именно игра – единственное действие, которое может смоделировать и в безопасной ситуации «прогнать» жизнь взрослых и, что важно, действовать в ней.
Итак, после кризиса трех лет, ребенок входит в новый возраст – дошкольный. Он продлится с момента выхода из кризиса и до шести или семи лет, в зависимости от скорости созревания психики ребенка. Этот возраст можно подразделить на три: младший дошкольный, средний дошкольный и старший дошкольный. Ведущей деятельностью в этом возрасте будет сюжетно-ролевая игра, при помощи которой ребенок занят подготовкой к взрослой жизни – познает отношения. В это время у ребенка развивается потребностно- мотивационная сфера психики и психическими новообразованиями возраста станет потребность в общественно-значимой деятельности.
В этом контексте игра принимает особое значение: она становится особой формой освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Причем в младшем дошкольном возрасте дети воспроизводят в игре предметные действия, в среднем «отрабатывают» социальные отношения (например, игра в доктора или в магазин). В старшем предметом «работы» становятся мотивы и морально-нравственные основы (так доктор может быть добрым, а продавщица хамоватой. Или наоборот). Меняется и время, которые дети могут провести за игрой. Младшие дошкольники тратят на игру 10-15 минут, средние могут с удовольствием играть уже до 50 минут. А старшие дошкольники могут играть в игру несколько часов и даже дней.
У каждой игры, а тем более, сюжетно-ролевой, есть минимальный набор компонентов, без которых игра не состоится. Это роль, воображаемая ситуация и игровые действия. И тут можно заметить повышение уровня адаптации ребенка к социуму: ели раньше, в районе трех лет, главным для ребенка были его желания, то теперь речь идет о соблюдении правил, часто в ущерб собственным желаниям. Тут опять важно помнить о существовании трех возрастов. Так. Младшие дошкольники вовлекаются в процесс и зачастую забывают о цели: сваренный «суп» есть уже цель, даже если изначально «суп» готовился для куклы Маши. Для средних важнее отношения между людьми и если они сварили «суп», то его не забудут поставить на стол, накрытый к обеду. В этом же возрасте (речь идет о пяти годах) важна и последовательность: суп сварили, поставили, поели. Посуду вымыли. Старшие же дошкольники заняты в основном соблюдением правил роли и правильность ролевого выполнения ими весьма жестко контролируется. Как самим ребенком, который исполняет роль, так и его товарищами по игре. Тут можно уже наблюдать сокращение действий и обозначение их словами6 ребенок может ничего не делать, а просто сказать вслух – «Я вымыла руки».
Дети будут еще долго играть. По крайней мере, всю младшую школу. Дальнейшая судьба игр зависит от вашей семьи и от того, насколько быстро в предыдущих возрастах ребенок усвоил социальные нормы. Некоторые девочки играют в куклы до семи лет, некоторые мальчики в солдатиков играют в университетах. Кто-то из игрового возраста не выходит вообще, заменяя он-лайн играми реальность. Возможно, следствие этому как раз недоигранность в детском возрасте, «неусвоение» неких жизненных «правил», и это «неусвоение» вызывает у детей страх перед взрослой жизнью и реальностью – ведь как в этом мире жить, они не узнали раньше, много раньше, чем в 18 лет.