Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Вы думали – родину защищать? Нет, ну что вы. Есть такая профессия – самогон варить.
Да-да, профессия. Не в рамках фрилансерства, конечно, а в рамках узаконенных музеев под открытым небом. Наши ушлые предки освоили самогоноварение из буквально всего, что рОдит родная земля: овощи, ягоды, кора деревьев, картошка, и чуть ли не земля – всё, абсолютно всё идёт в дело.
Мои личные отношения с самогоном были следующие: дед моей подруги, которая жила в моей квартире несколько месяцев, расчувствовался и решил меня отблагодарить за поддержку внучки в тяжелые времена. Из заповедных лесов прибыла ко мне бутылочка первача, настоянного на травах. Это была моя личная персональная война с благодарностью деда, выраженной в 70%, объемом два литра. Я уж и так его пила, и под закуску, и под настроение и без настроения, с подругами и без, проклятый самогон не желал заканчиваться. Я пила его полтора года. И последнюю рюмку встретила с благодарностью к деду, что он не прислал 5 литров (а мог бы, он человек не жадный). После той отчаянной борьбы я и заинтересовалась – а, собственно, что такое самогон, как его делаю?
Переживший сухой закон в Советском Союзе, развал Советского Союза, образование СНГ и нового таможенного союза. Всё ему нипочем, этому напитку. Напиток, который выдержал приготовление себя даже из мыла! Воистину - напиток богов и героев.
На сегодняшний день есть места, где самогон варят официально: это различные музеи, имеющий лицензию от государства на производство самогона, где сама технология проходит специальную экспертную проверку на соответствие всем требованиям качества и безопасности продуктов питания.
Рассказывает старший технолог бровара музейного комплекса старинных народных ремесел Дудутки (Беларусь): «Народ в лесах прятал самогонные аппараты. Я была совсем крохой, мне было лет шесть-семь. Помогаешь в лесу и думаешь: боже мой, когда это кончится! Детская память цепкая, навыки остались. Тогда тяжелое время было. Рассчитывались в деревне самогонкой. От милиции прятались – она же наказывала, разбивала аппараты. А сегодня уже почти не гонят самогонку в деревнях – в магазине этого добра валом.»
Принцип самогонного аппарата довольно прост: в паровой котел заливается заранее подогретая вода, она кипит. В бражник заливается брага. Когда вода кипит – из бражника идут выделения паров, которые проходят через специальный фильтр – сухопарник. Тяжелые сивушные масла оседают вниз, а легкие, спиртовые, поднимаются наверх, в так называемый холодильник. В этом холодильнике постоянно циркулирует холодная вода, которая охлаждает пары. Пары превращаются в жидкость, которая имеет крепость от 40 градусов и выше.
Интересен способ, которым в старину проверяли крепость получившегося напитка. Мне кажется, такой вопрос можно задавать на химической олимпиаде. Как, имея порох, проверить крепость напитка? Польская, литовская и белорусская шляхта проверяла следующим образом: в стакан с напитком насыпался порох, выжидалась примерно минута и затем кремнем высекались искры. Если со второй искры порох не воспламенился, значит в самогоне слишком много воды, низкий градус. Порох отсырел и не воспламеняется. Если же в самогоне достаточно спирта, то порох легко воспламеняется, даже моментально.
Поклонники самогоноварения считают, что от 250 граммов для неподготовленного человека не будет никаких последствий, а для подготовленного и пол литра пройдут незаметно на следующее утро. Не знаю. Не пробовала. Мне 30 граммов дедушкиного «первача» было достаточно, чтобы испугаться и от греха бутылку закупорить до следующего раза.