Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Еще 20 лет назад о дислексии мало кто слышал. Дети, имеющие трудности с чтением, письмом и графическим изображение букв и цифр как за рубежом, так и у нас считали ленивыми, гиперактивными, упрямыми, необучаемыми. Иногда их оставляли на второй год и даже рекомендовали родителям перевести ребенка в спецшколу для отсталых.
На сегодня о дислексии говорят все больше. Кроме того, разрабатываются вспомогательные программы и методики обучения, которые позволяют детям осваивать школьную программу вместе со всеми и без особых проблем.
Дислексией принято называть нарушения усвоения письменной формы родной речи. Проще говоря, дислексик испытывает проблемы с чтением и восприятием прочитанного. Параллельно могут проявляться дисграфия и дискалькуляция, при которых наблюдаются затруднения письма и математических вычислений.
При дислексии левое полушарие, в котором сосредоточены центры речи и письма, работает с особенностями. Поэтому обработка письменной информации происходит через правое полушарие.
Соответственно, письменная речь воспринимается дислексиком несколько специфически.
В восприятии дислексика речь выглядит не как набор графических символов, а как картинка. Если слово не вызывает зрительных ассоциаций, например, междометия или наречия, то при чтении он просто не обращает на него внимания.
Пересказ прочитанного тоже вызывает затруднения, так как все силы тратятся на чтение, и на запоминание информации сил не остается.
Еще один нюанс — дислексики не видят ошибок в словах и числах. Для него 45 и 54 будут предметом путаницы. Буквы могут быть написаны зеркально.
Вероятными причинами называют как наследственность, так и травмы головы.
Чаще всего дислексия проявляется в период подготовки к школе и в первых классах. В легкой форме она может проявляться только затруднениями с чтением и пересказами. В тяжелой форме такие люди плохо воспринимают любой письменный текст, не умеют определять время по часам и испытывают сложности в общении.
В зависимости от формы дислексии и возраста, родители могут заметить следующие признаки:
Конечно, ставить диагноз только на основании собственных наблюдений нельзя. Заметив эти признаки у ребенка, следует обратиться к логопеду. Он выявит и уточнит проблемы, а в дальнейшем займется их коррекцией.
Чем раньше будет обнаружена дислексия, тем меньше проблем она доставит. В арсенале логопедов и нейропсихологов есть современные и эффективные корректирующие программы, упражнения и инструменты обучения, которые позволяют ребенку обучаться на равных в обычном классе.
Следует учитывать, что таким детям нужно примерно на 20% больше времени на выполнение задач. Поэтому не нужно требовать быстрых результатов от малыша. Со временем его уровень чтения и письма внешне не будет отличаться от ровесников.