Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Пожалуй, нет такой современно читающей мамы, которая не слыхала бы о «кризисе трех лет», или о «кризисе одного года».
Теория кризисов даже в самом поверхностном понятии помогает мамам без своих нервных срывов пережить то, что творится с ребенком в эти не самые легкие дни. Однако не всегда в статьях объясняется, что это за кризис, откуда он взялся и с чем его едят.
Со времен открытия кризисов детского психического развития прошло около ста лет. Для многих ученых эта сфера исследований стала главенствующей в их профессиональных интересах. Один из первых русских ученых, который уделили внимание периодизации детского психического развития и заговорил кризисах этого развития, был Выготский. Он предложил известную во всем мире периодизацию, где и ввел в обиход такие понятия как «психологический возраст» и «кризис развития». Он выделил несколько этапов («эпох», как называл их он и его последователь Эльконин, отдавая таким образом дань важности происходящего в психической жизни ребенка), каждый из которых завершался кризисом развития.
Следует понимать, что кризис развития это не одномоментная истерика в магазине, закатывание глаз и организация падучей для мамы или бабушки для того, что бы вынудить взрослых удовлетворить желание ребенка. Кризис развития – это замена предыдущих ведущих видов деятельности на новые, окончательное формирование психических новообразований и переход на новый уровень развития, где ребенок еще не ориентируется. Если вы играли в игру «The Sims», то вам будет понятна такая метафора: «прокачанный» до самого верхнего уровня по специальности герой вдруг все теряет и из преуспевающего журналиста становится начинающим полицейским. Подобное происходит и с детьми: он умел все на этом периоде и больше не умеет ничего на новом.
Конечно, все не так печально. На предыдущем этапе развития ребенок приобрел все психические навыки, которые помогут ему ориентироваться на новым этапе развития и приобретать новые навыки, психические новообразования. Но представьте себе, если ваш герой в уже упоминаемой игре, приходит с пустым банковским счетом, или с показателем здоровья на нуле, или в депрессии? Точно то же происходит и с детьми: развитие пожирает огромное количество ресурсов и если малыш, или подросший ребенок, или подросток, не имеет ресурсов для следующего этапа – то следует нервный срыв и общая паника организма.
Ну а как иначе? Представьте, если вы в один прекрасный день осознаете, что вам, после всего вашего жизненного пути, теперь необходимо прямо здесь и сейчас освоить, например, конструирование бензопил. И этого требует не кто-то там, со стороны, а ваша единственная и драгоценная психика. Если у вас нет желания этим заниматься, то вы всячески этому воспротивитесь и, в конце- концов, придете к истерическому конфликту внутри личности. Если у вас есть на это ресурсы и вам лично это интересно – то за какое-то время вы с этим требованием справитесь.
Если говорить о научных формулировках, то они «выглядят» следующим образом: кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Это процесс появления новых сторон в психике, перестройка связи между существующими в психике объектами. При этом границы кризиса размыты, поскольку ребенок меняется весь, в целом.
Кульминация кризиса – падение уровня восприимчивости ко взрослым, дети, что называется, трудновоспитуемы, в это время не возникает новых интересов и видов деятельности. При этом следует помнить, что кризис диктуется не внешними событиями, а самой внутренней логикой развития психики ребенка.
Родительская задача в этот период, который вы наверняка определите легко по указанным выше признакам, - просто поддержать ребенка и снизить нагрузку на его психику. Ну и дождаться, когда он минует, помня – что кризисы развития являются необходимым элементом в развитии любой психики.