Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Забыты любимые машинки и куклы, малыш рвется к «взрослым» делам: подметать пол, забивать гвозди, резать морковь, пришивать пуговицу…
Это значит, ребенок вступает в фазу копирования взрослых. Он старается во всем походить на родителей и старших сестер и братьев. Ни в коем случае не нужно пресекать стремление малыша «быть взрослым». Не говорите ему: «Ты еще маленький!», «Иди, играй в свои игрушки!».
Копирование поведения взрослых – это самый эффективный способ научиться чему то новому и приобрести новые умения и навыки.
Мы понимаем, что ребенка нужно обучать домашним делам, но подсознательно оттягиваем этот момент. Нам проще сами все сделать, это будет быстрее и аккуратнее. Нам легче самим перемыть посуду, чем пододвинуть стул, на который малышка сможет залезть, и дотянуться до раковины с грязной посудой. Нужно ей повязать фартук, убрать из раковины острые и хрупкие предметы, проследить, чтобы она не включила кипяток, и не обожглась. Присутствовать и в тот момент, когда она выливает моющее средство на мочалку, чтобы не оказалось, потом вся раковина в пене. Также отследить как и куда он поставит вымытую посуду, чтобы не на край и не под свой локоток… В общем, следить и следить…
Но этот период неминуем, и каждый ребенок должен пройти через него, а мы обязаны набраться терпения. Если малыша отстранить раз, два, три… то он свыкнется с мыслью, что это не его дело, и когда он подрастет и вы будете ожидать от него помощи, то не дождетесь. Какое желание и, какое умение вы можете требовать, если сами это в ребенке не развили, когда его психика была готова этому научиться?
Дети подражают нам не только в делах домашних, но и копируют ситуации. Мальчик - карапуз, как папа ходит на работу, сидит за компьютером с «умным лицом». Малышка, играя в дочки – матери» копирует маму: убирается, ходит в магазин, воспитывает, читает нотации в точности повторяя мамины слова, интонации и жесты.
И «подглядев» как и во что играют наши дети, мы многое можем узнать о себе, увидеть себя со стороны. Это весьма полезная практика.
Дети копируют наше поведение с другими членами семьи. Если родители привыкли бурно ссориться, привыкли к частому выяснению отношений, то и дети будут аналогично себя вести в схожей ситуации. У них нет готовой модели поведения и они берут то, что видят.
Возможно, при выяснении отношений между мамой и папой, дети ведут себя безучастно, никак не реагируют на громкие высказывание и на эмоциональный всплеск эмоций, но посмотрите, как они подобную ситуацию будут разыгрывать в игре. И вы услышите до боли знакомые слова и интонации.
Дети копируют не только наше поведение, то и общий психологический настрой. У родителей - оптимистов, которые часто улыбаются, подшучивают над собой, сложную ситуацию стараются разрядить, найти плюсы и позитив во всем, часто и дети растут оптимистами. У родителей, не имеющих такой настрой, дети иные.
Каким - то умениям и навыкам мы детей обучаем сознательно, а какие - то дети берут от нас подсознательно, лишь копируя нас. Поэтому, отслеживая свое поведение в те моменты, когда находимся в поле зрения детей, мы можем многому их научить. Хотим, чтобы дети вели себя тактично и воспитанно с окружающими, аналогично ведем себя сами. Хотим, чтобы нас никто не прерывал и выслушивал до конца, сами внимательно и терпеливо слушаем юное чадо, хотим, чтобы малыш убирал свои вещи на место, сами ничего не раскидываем и складываем все по местам…