Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Несмотря на то, что советская психология в некоторые годы в стране практически отсутствовала и имела некий карательный характер, именно в советские времена были сделаны наблюдения, выдвинуты тезисы и сформированы теории, которые получили известность во всем мире и по сей день являются классическими теориями.
Один из таких классиков, наш с вами соотечественник, Лев Семенович Выготский, сформулировал некоторые понятия, оказавшие влияние на всю психологию детского развития.
Выготский рассматривал развитие человека с самых первых дней после рождения исключительно в культурно-историческом аспекте. И то, что сейчас кажется нам очевидным, тогда, в первой трети двадцатого столетия, требовало доказательств в виде развитой гипотезы. Именно Выготский определил культурно-историческую, а, значит и знаковую, а, значит, и в некотором смысле символическую, природу сознания человека. Он утверждал, что знаки и значения создаются социумом и их принятие, их усвоение, постепенно перестраивает психическую деятельность ребенка. Таким образом Выготский заявлял и о том, что социальная среда, окружающая ребенка с самого рождения, является как бы аккумулированным общечеловеческим опытом и опыт этот представлен в виде материальной и духовной культуры. И, соответственно, этот опыт в этом вот виде является источником развития для ребенка, поскольку избежать его не удастся.
И когда мы говорим о личностных структурах человека (и ребенка, разумеется), то понимаем, что они сформировались под давлением среды и, являясь сплавом аффекта и интеллекта, являются результатом переживания воздействия среды. И слово «переживание» тут самое важное, его можно заменить словом «проживание». Ну а в зависимости от возраста (то есть уровня физического и физиологического развития), ребенок будет по-разному проживать даже идентичные воздействия среды.
Несмотря на нашу уникальность – разумеется, каждый человек неповторим- все мы обладаем определенными условиями развития. Под этими условиями Выготский понимал морфофизиологические особенности мозга и, соответственно, мышления. И, опираясь на эти условия развития, формируются у ребенка высшие психические функции. Таковыми функциями, сообразно теории Выготского являются подражания ребенка взрослому.
Ну а механизм изменения психики, которая учится выполнять высшие психические функции, получил название механизма интериоризации знаков (процесс некоего «вращивание» внутрь психики). И знаки, которые присутствуют в окружающей среде, в этом случае выступают как средства регуляции психической деятельности.
Так появился тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Опять же, для нас с вами эта гипотеза не подлежит даже сомнению, она априорна, а сто лет назад все это было сокрыто в мраке неисследовательности. Итак, Выготский пошел дальше и предположил, что для того, что бы обучение было не просто научением новым рефлексам, а развивающим обучением, оно должно опираться на так называемую зону ближайшего развития. И зона ближайшего развития это совсем не комната, набитая игрушками, а, грубо говоря, внутренняя структура, представляющая собой некое «расстояние» между уровнем нынешнего состояния развития ребенка и уровнем возможного, потенциального, развития. Преодоление этого расстояния, переход, происходит только и исключительно в обучении, которое движет психическое развитие ребенка и увлекает его за собой.
Таким образом, попытка развить ребенка выше уровня окружающей обучающей среды обречена на неудачу. Если у ребенка не будет доступа к новым предметам, к новым знакам и символам, к новым знаниям, он не сможет обучаться. А, соответственно, не сможет и психически развиваться. Отсюда берутся программы, рассчитанные на опережение развития, дающие материала всегда чуть-чуть больше, чем ребенок может уловить прямо сейчас, и провоцирующие психику ребенка на развитие. Верно и обратное – если ребенку все знакомо и, грубо говоря, не интересно – развитие может остановиться даже при полной норме развития физиологическом и физическом.