Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.
Определение психологическому возрасту можно найти у Л. С. Выготского, который развивал свою культурно-историческую теорию в рамках общей теории психического развития. Психологический словарь дает следующее определение:
«Понятие возраста, предложенное Л. С. Выготским, включает в себя представления о социальной ситуации развития, о кризисных и литических периодах развития, о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого периода и определяющих психическое развитие ребенка, а также о доминирующем развитии в соответствующий сензитивный период отдельных психических процессов, что приводит к неравномерности психологического развития ребенка. Последователи Выготского, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, добавили в характеристику возраста представление о ведущей деятельности ребенка, внутри которой преимущественно осуществляется развитие детской психики».
Соответственно теории Выготского, каждый психологический возраст характеризуется следующими понятиями:
Под социальной ситуацией развития понимают некое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка. Фактически это исходный момент для любого развития ребенка, для всех изменений, которые возможны в данный период. И следуя этой возможности развития малыш (как и подросток, как и взрослый человек) приобретает качественные образования развития.
Возрастные новообразования - это результаты развития на данный период и, одновременно (что весьма важно!), предпосылки для следующего развития. Как тут не вспомнить теорию Домана и его ползающих студентов! Доман считал, что если человек не отползал необходимое ему в детстве количество часов, то в дальнейшем он «пропустит» определенные этапы развития. Что бы проверить это он предложил своим студентам ползать определенное количество времени в день и затем фиксировал искомые им изменения. Но сейчас, конечно же, не о Домане.
Итак, возрастные новообразования. Эти новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка и меняют систему отношений ребенка со взрослыми. Следует скачок в развитии за ним следуют так называемые противоречия развития, которые затем снова толкают ребенка на новый этап развития. Этих новообразований может быть много, но в любом возрасте есть так называемое центральное психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования группируются вокруг центрального и носят название побочных. В результате формулирования этих понятий Лев Семенович предложил два возрастных периоды, которые всегда сменяют друг друга: стабильные периоды сменяются критическими, а затем критические сменяются стабильными.
Говоря о стабильных периодах развития, мы подразумеваем что развитие совершается как бы внутри ребенка постепенно, иногда даже медленно. Критический же период характеризуется бурным и стремительным развитием и, несмотря на то, что в них есть разрушительные тенденции, являются нормой онтогенеза (то есть развития) и несут в себе и много созидательных функций. Об этом полезном свойстве кризисов стоит помнить и мама, которые опасаются потенциального кризиса тридцати лет, или околомифического «кризиса среднего возраста».