Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Взаимодействие человека с окружающим миром во многом определяется гармоничным сочетанием личностных качеств, потенциальных возможностей и ответственности за собственные решения и поступки. Если в структуре личности возникает преобладание одного из перечисленных элементов, это приводит к нарушению поведения и к социальному осуждению. Нарушение личностной гармонии может привести к внутреннему конфликту, который выражается в виде скуки, лени.
Леность – это приобретенное состояние сознания, которое характеризуется нежеланием проявлять какую-либо активность без видимой причины и, объективно мешающее благополучию и успеху, то есть это реакция организма на несоответствие внешних требований к личности и внутренних возможностей человека. Я думаю, что многим знакомо это состояние, (в настоящее время это явление довольно-таки распространено, особенно среди подрастающего поколения). В обществе осуждается лень и расценивается как базовым состоянием для развития в человеке многих отрицательных качеств.
Лень как психологический феномен относится к числу недостаточно изученных, несмотря на то, что в качестве морально-обыденного критерия широко используется в обществе. Согласно словарю Даля лень определяется, как «неохоту работать, отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству».
С точки зрения философии проблема лени рассматривается, как неумение воспользоваться неограниченным природным даром, умственными способностями, и, следовательно, человек должен нести ответственность перед обществом за свою нерасторопность.
В христианской концепции лень-это грех. Ленивый человек не стремится к духовному росту, что в свою очередь приводит к ограничению своей свободы, к пьянству, душевной слабости.
В педагогике под ленью понимается уклонение от физического труда, отказ от выполнения учебных задач. Иногда родители сами способствуют развитию лени у своих детей, освобождая их от трудовой повинности, тем самым отвращаю их от труда.
В медицинской практике леность выступает в качестве заболевания только у небольшого процента людей. Разные степени патологической лени описываются такими терминами, как «адинамия» - малоподвижность, нежелание двигаться; «апатия» - неактивность, нежелание что-то делать; «абулия» - расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний. Однако, стоит обратить внимание на то, что данный вид лени является одним из симптомов патологического состояния и может существовать только в связи с другими симптомами. Наличие только одной лени не относится к патологии.
В психологии взгляд на лень неоднозначен. Лень, прежде всего, рассматривается в рамках волевого регулирования поведения. Такие понятия как «лень» и «безволие» в психологии являются синонимами. Сила и слабость волевых способностей являются одной из первых причин появления лени. Вторая причина связана с нарушениями в сфере предвидения и моделирования ситуации. К третьей причине возникновения лени является отсутствие мотивации для поступков, активных действий.
Специалисты выделяют два вида лени: случайную и прирожденную. Случайная, или ситуативная, лень провоцируется какой-либо ситуацией. Она малоустойчивая, и возникает вследствие напряженной работы, повышенных психологических нагрузок или каких-либо переживаний. Прирожденная лень – это устойчивое качество личности, которое проявляется в изначальном отсутствии работоспособности. При данном виде лени наблюдается слабость волевых процессов. Внешне человек, наделенный подобной ленью, демонстрирует постоянную вялость и апатичность, нерешительность в действиях и сниженную активность, отсутствие удовольствие не только от труда, но и от любого вида деятельности.
Феномен лени имеет сложную природу. Ее можно рассматривать и как потребность организма в отдыхе, и как защитную форму поведения, и как отрицательную черту характера, и как отдых перед очередным подъемом жизненной активности. Чтобы избавиться от лени стоит учитывать первопричину, приведшую к возникновению этого состояния. С этим вопросом лучше обратиться к опытному психологу, который, на основе полученных данных, сможет помочь лентяю справиться с возникшим состоянием.
В наш кабинет психотерапии обращались родители по поводу проблем своих детей. После обследования мы пришли к следующим выводам: лень для подростков является символом свободы, омрачаемый муками совести; лень связывается с ощущением состояния расслабления и «пофигистского» отношения к жизни; однако, наряду с положительным отношением к лени у подрастающего поколения выявляются и негативные взгляды на описываемый феномен. Таким образом, лень возникает при отсутствии желания действовать, имея при этом широкие возможности. В период учебной деятельности лень появляется при дефиците энергетического потенциала, физических перегрузках, а также при отсутствии свободы действий и внешнего давления (если это касается детей, то давления со стороны взрослого).
В завершении расскажу одну историю. В школе задали детям задание: написать сочинение на тему «что такое лень». Учитель, проверяющий задание, открыл тетрадь одного очень нерадивого ученика. Первый лист пуст, второй и третий пусты, а внизу четвёртой страницы написано: «Вот это и есть лень». Учитель задумался и недрогнувшей рукой поставил ученику оценку «отлично».