Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Нередко темой новых музейных образований становятся местные производства.
Музеи нового вида
В последние годы в музейной среде более отчетливо заявляет о себе тенденция к отысканию собственного, непохожего на другие, профиля. Они отыскиваются местными энтузиастами не только в историческом прошлом. Мифы, суеверия, народный фольклор, местные достопримечательности стали питательной почвой современного процесса всеобщей «музеефикации» страны.
В новейшей истории музеестроения участились случаи обыгрывания этимологии имени города: в городе Мышкин - «Музей Мыши», в городе Петушки - «Музей петуха», в Тамбове, используя всем известное изречение «Тамбовский волк тебе товарищ», создали «Музей тамбовского волка».
Изобретение собственных «брэндов», способных заинтересовать новые группы посетителей, привлечь туристов и расширить аудиторию становится важной частью работы. Классическим примером является город Мышкин, который использует все местные достопримечательности для создания нетрадиционных музеев. Этот крошечный городок с пятитысячным населением является обладателем 10 музеев. Музеи настолько плотно сгруппированы, что можно сказать: «Куда не пойдешь, в музей попадешь»
Нередко темой новых музейных образований становятся местные производства. Например, музей Шоколада в городе Покров, был открыт американским концерном Kraft Foods, производителем марки шоколада Alpen Gold. В Туле самоварное предприятие, завод «Штамп» открыл музей «Тульские самовары». На базе Тульской кондитерской фабрики «Лакомка» - музей «Тульский пряник»…
Новые формы работы.
Уходит в прошлое сакральный образ музея как «храма муз». Музейные экспозиции наполняются действием, в которое вовлекаются и вещи, и люди. Девизом нового движения стал лозунг «Руками – трогать!». Музей все более тяготеет к многофункциональности, объединяя под одной крышей клуб, театр, музейную гостиную, центр ремесел. Этот процесс захватил уже значительную часть региональных музеев
Провинциальным музеям, которые не имеют шедевров первого уровня, приходится проявлять инициативу, создавать собственные «козыри», чтобы привлекать туристов.
Поэтому, собирая информацию на сайтах музеев, обращайте внимание на рубрики: «Экскурсионное обслуживание», «Детские программы», «Детский центр», «Фестивали и сезонные программы», «Мастер - классы», «Афиша», «Анонс». Можно найти немало полезной и интересной информации для себя и детей и «подгадать» знакомство с городом с увлекательнейшим тематическим мероприятием, проходящим в местном историческом или краеведческом музеем.
Услуги экскурсовода
Краеведческий музей находится почти в каждом городе. Мои дети скептически относятся к подобным музеям, так как утверждают, что они все «на одно лицо». Что может быть там интересного: «Бивень мамонта, прялка, сарафан и чучело волка». Отчасти они правы. История русских городов развивалась достаточно, схоже, о чем и повествуют представленные музейные экспонаты. Здесь главная роль отводится экскурсоводу. Только он может рассказать о представленной экспозиции так, чтобы посещение это «культурного наследия» превратилось в ярчайшее впечатление.
Вспоминается случайное посещение Спас - Угла, родины Салтыкова - Щедрина. Скромная экспозиция, посвященная писателю, размещена в одном зале разрушенной церквушки. Билетер, смотритель и экскурсовод все в одном лице полтора часа так рассказывала о писателе, что по впечатлению это может сравниться с посещением Алмазного фонда или Дрезденской галереи. Ощущение было, что машина времени существует… Мы в имении маленького Михаила. Вот его самовластная мать, вот подклети, где полуслепые крепостные девушки щелкают коклюшками, вот телеги с ананасами из местной оранжереи, направляются столицу… Картины и образы были настолько живо нарисованы, что стояли мы, не шелохнувшись, боясь спугнуть это наваждение.