Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Передо мной сидит двадцатисемилетний мужчина, который имеет семью и знает трудности быта, все сложности проживания без квартиры. На мой вопрос о своем отце он несколько смутился и не смог его охарактеризовать, т.е. речь идет не о том, что отец их оставил, а о том, что он жил с семьей, но его как бы и не было. А я задумалась, подобные случаи в наше время не редкость.
Мужчины все чаще и чаще устраняются от процесса воспитания подрастающего поколения, прячась за фразой: «Я работаю, чтобы ни в чем не нуждалась семья». Очень удобная отговорка, на самом деле все обстоит не так. Не научены наши мужчины этому трудному ремеслу – быть отцом. В настоящее время отцы находятся как бы, «при семье», не принимая активного участия в её жизни.
Я думаю, что это результат перестроечного периода, когда мужское население было активно вовлечено в политическую деятельность, поскольку культура отцовства и поведение отцов напрямую связаны с изменениями социальных и политических условий. Современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешения отцовских и материнских ролей, когда в силу каких-то обстоятельств женщины выполняют отцовские функции. Безусловно, материнская роль признается обществом, наделяя почти священными качествами, забывая о немало важной роли отца в формировании полноценной гармоничной личности ребенка.
Вовлеченность отца в жизнь, развитие и воспитание ребенка можно определить следующими пунктами:
Исходя из этих пунктов, мне бы хотелось остановиться на эмоциональной вовлеченности отца в воспитание ребенка.
Ни для кого не является секретом, что беременная женщина под защитой и поддержкой мужчины чувствует себя в безопасности, что является одной из основных потребностей любого человека. Спокойствие будущей матери благотворно скажется на здоровье ребенка. Научно доказано, что внутри утробно ребенок слышит низкие голоса, т.е. голос своего отца. У будущего отца появляется возможность общаться со своим ребенком задолго до его рождения. Я глубоко убеждена, что материнские чувства рождаются вместе с ребенком, а отцовские чувства прививаются, воспитываются в будущем отце. Внутриутробное общение – это первый этап привития эмоциональной привязанности отца к будущему ребенку.
В западных странах существуют школы для будущих родителей, где родителей обучают навыкам не только по уходу, но и общению с ребенком. Может быть, именно поэтому в этих странах впервые отцы стали присутствовать при родах, и только в нашей стране этот воспитательный метод не применяется широко, а зря, отец, видя в каких муках рождается ребенок особенно трепетно относится к нему, возникает более тесная эмоциональная привязанность к ребенку.
На мой взгляд, не стоит матерям препятствовать общению отца с младенцем, боясь, что мужчина своей неловкостью может навредить ребенку. Кожная стимуляция способствует нормальному развитию младенца. Детям по мере их роста все больше и больше нравится общаться с отцом, а в дальнейшем они сами становятся инициаторами общения. Отцы в отличие от матерей гораздо больше склонны стимулировать и возбуждать своих детей. Они не только берут их на руки, но и раскачивают их, подбрасывают в воздух, вызывая возбужденный и радостный смех детей. В таких играх ребенок активно провоцирует и дразнит отца, привлекая его внимание. Эти игры превращаются во взаимодействия, т. е. не только отец действует на ребенка, но и ребенок влияет на отца, меняя взгляды и поведение последнего. К тому же, отцы не меньше матерей влияют на развитие речи детей. Оказывается, чем больше словарный запас отца, тем быстрее происходит речевое развитие ребенка. Объяснение этому явлению простое – папы обычно не используют « детский язык», они говорят меньше женщин, но по существу и чаще – о работе и своих интересах, поэтому дети слышат от них больше новых слов.
Влияние отцов на детей очень сильно отличается от материнского. Отцы чаще побуждают детей к смелым экспериментам по изучению и исследованию окружающего мира. Во взаимодействии с отцами дети легче переживают неудачи. Очень интересна даже такая мелкая деталь, как способ держания маленького ребенка на руках. Отцы чаще всего располагают ребенка лицом вперед, давая малышам возможность смотреть на мир «прямо в лицо». Матери поворачивают лицом к себе, чтобы он смотрел на мир через материнское плечо. Стоит отметить, что природа связи отца и ребенка очень хрупкая и легче разрушается в периоды разладов между родителями.
Важнейшим фактором эмоциональной вовлеченности в воспитание является время, проведенное вместе с ребенком. Чем больше времени проводит отец с младенцем в отсутствие матери, тем шире становится в дальнейшем его «отцовский репертуар». В свою очередь, дети приобретают более богатый спектр социальных навыков и более высокий уровень исследовательских качеств. Не мало важную роль играет качество взаимодействия между отцом и ребенком. Существенно не только то, чем занимается отец и ребенок, но и какое влияние оказывает отец на это взаимодействие. Моё наблюдение из жизни: на улице я увидела малыша, которого папа учил кататься на велосипеде, казалось бы, идиллия, но надо было видеть как это делалось. При каждой неудаче ребенок получал по загривку, при каждом тычке ребенок все больше и больше скрючивался на велосипеде, уже не радуясь ни купленному велосипеду, ни общению с папой. Думаю, что воспоминания этого ребенка будут не очень приятными.
Американские психологи разработали набор простых правил, помогающих молодым отцам стать значимыми в жизни их детей.
А вдруг я увижу малыша и ничего не почувствую? А вдруг у меня не получится быть мамой? А вдруг я так устану после родов, что не смогу заниматься ребенком? А вдруг послеродовая депрессия?
Так что дерзайте, отцы, на новом поприще.