Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Причина конфликтов между детьми часто в том, что старшие дети к своему брату или сестре относятся, как к своему сверстнику, предъявляя те же требования, что родители предъявляют к ним. Они не делают скидку на возраст. Не понимают, что их младший брат или сестренка, многое еще не понимают и не умеют.
Мы предполагаем, что, став старшим братом или сестрой, наш первый ребенок должен автоматически повзрослеть и вести себя в соответствии со своим возрастом. А любовь между детьми в семье – это запрограммированное чувство, которое возникает сама собой. Но, увы, это чувство, которое нужно взращивать долго и терпеливо.
Можно сказать, что ревность и соперничество - это нормальное, естественное движение.
Выход из этой ситуации в том, чтобы не акцентировать внимание на взаимоотношениях между старшим и младшим ребенком, а акцент перенести на единство семьи, сотрудничество. С одной стороны родители, как один союз, с другой стороны – дети, как другой союз. И у каждого свои функции. Папа с мамой работают, дети учатся и следят за порядком в доме. Когда у каждого свои обязанности, мало остается времени на ссоры и скандалы.
Если же мама полностью поглощена детьми, плюс бабушка, а у детей нет ни каких обязанностей, то они начинают сами себя развлекать, ссорами, капризами, ябедничеством. Всем нужны эмоции для переживания. Покричали, повозились, стало веселее.
А как объединить детей? Прежде всего, это общими делами и ответственностью друг за друга. Сделать роль старшего более привлекательной. Развить сопричастность к развитию малыша. И постоянно подчеркивать его роль в воспитании сестренки или братика. Отмечать каждое проявление заботы о младшем и делать это искренне.
Да, теперь у вас двое детей. Это не значит, что и забот стало в два раза больше. Прежде всего, это обозначает, что в доме появился еще один работник – ваш старший ребенок. Он тоже готов уделить внимание малышу. Поддержите его стремление быть нужным, а порой и незаменимым по уходу за младшим ребенком.
Подчеркивайте, что когда дети остаются одни, он несет ответственность за брата или сестру. Он старший, с него и спрос.
Стрессовые ситуации сплачивают, как детей, так и взрослых. Вспоминается недавний поход в цирк. Дети по дороге снова что – то делили, то ли конфеты, то ли место в машине. К цирку подошли ужасно недовольные друг другом. Толпа входящих разъединила меня с ними, и дети оказались далеко впереди. Меня они уже не видели, но я их не теряла из виду. И когда они поняли, что потерялись, их поведение тут же изменилось. Сын взял за руку сестренку и потянул за собой. Она не сопротивлялась и беспрекословно выполняла все, что он ей говорил. Они методично стали прочесывать помещение. Сын смотрел вправо, дочь влево. Я стояла в сторонке, наблюдая за детьми. Они были единым организмом, слаженно работающим.
Когда дети меня увидели и поняли что, отыскались, то через десять минут снова начались жалобы друг на друга.
Общие дела по дому, совместные походы, поездки, где много новых впечатлений все это объединяет, сплачивает семью.
Это как бы общая идея воспитания.
А как поступать в конкретной ситуации?
Например, дети прибежали к вам, и каждый жалуется на другого. Нужно каждого внимательно выслушать, но вердикт не выносить, потому что вы сами не присутствовали при ссоре детей и не можете объективно судить.
Обязательно каждый должен высказать свою обиду и недовольство в присутствии другого. А тот должен, не перебивая выслушать.
Нужно научить детей высказывать свое мнение и свои ощущения. «Мне не нравится… Я расстроен… Я обижусь, если ты…» Ребенок должен говорить о том, что он чувствует. Не должно быть оценочной характеристики - «Он плохой, он злой и вредный…»
Иногда детям нужно просто высказать вслух свое недовольство партнером по игре. Они подбежали к вам, рассказали, и стало легче. Поэтому не надо принимать так близко к сердцу каждую ссору детей.