Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Умерла подруга. Рак. Сестра оформляет опекунство над тремя племянниками. Чужая смерть - это повод подумать о своей смерти. Чужая жизнь – повод подумать о своей жизни. Почему уходят живущие по принципу «Не навреди?» Где справедливость?
Сестра, проведшая последние месяцы у кровати больной, сказала: «Смысл религии в одном – подготовить человека к смерти».
Дальняя родственница, недавно обращенная в веру, с юношеским энтузиазмом решила пригласить батюшку на отпущение грехов: «Вы тут приберитесь, наведите порядок, проветрите комнату, а то батюшке будет не комфортно грехи отпускать».
Полгода в кровати, каждый «выход» из комнаты - маленький подвиг. Бесконечные размышления, думы… поиски ответа: «За что?» Разве это не естественное очищение души?
И глядя на то, как умирает другой, как мучается душой и телом, спрашиваешь себя, хочешь ли ты такого конца? Хочешь ли ты, чтобы из тебя выходили куски твоей плоти, рот наполнялся пеной, а мышцы не подчинялись разуму? Разве я не вправе распоряжаться своей жизнью? Ради чего продлевать свои муки и мучить своих близких?
Круглосуточный уход за больной «принести, убрать, подать, открыть, занавесить, разогреть…», ничто по сравнению с муками душевными. Надо постоянно «делать лицо», следить за речью. Выражать оптимизм, надежду, что все это временно, все пройдет и будет долгожданное выздоровление. Игра, обман, наигранные эмоции, выматывают похлеще бессонной ночи.
В такой ситуации близким, наверное, тяжелее, чем больной. Не хочется причинять им страдания, поэтому я за эвтаназию, вернее за право выбора каждого, как умереть.
Да, церковь против. И верующие забросают меня камнями. Но жизнь моих близких для меня важнее, чем моя собственная. Лучше я буду мучиться там, чем они здесь.
Вспомнились горячие юношеские споры о смерти с одним верующим фельдшером. Имеет ли человек право распоряжаться и смертью тоже? Имеет ли он право выбирать, как и когда прекратить земное существование?
«Бог дал, Бог взял» и точка. Человек не вправе вмешиваться в тайну бытия. Позиция отстаивалась до тех пор, пока его старая собака не пришла к естественному концу. Она умирала в таких муках, с такой тоской - просьбой в несчастных глазах, что мой оппонент сам вколол ей смертельную дозу. С тех пор разговоры об эвтаназии прекратились.
Была шокирована реакцией детей на смерть матери. Бурная реакция была у девочки 10 лет в ночь смерти мамы. У других детей, у двух мальчиков 14 и 8 лет, внешних проявлений не было. На мой недоуменный вопрос: «Почему?», сестра ответила: «У детей вообще все по-другому и за те полгода, что мама лежала, они привыкли, что она не участвует в их жизни. Она давно отошла от их проблем. Она выпала из их существования. Это мы, взрослые, понимаем всю серьезность ситуации, а дети воспринимают все иначе. Они видят, изменения в жизни, переезд, смена квартиры, общее внимание и воспринимают это позитивно. Они устали от болеющей мамы».
Самое страшное – это пережить своих детей. Вид близкой подруги в гробу не так потряс, потому что, вспоминаешь ее живой, широко улыбающийся, с искоркой в глазах. Мать, рыдающая в изголовье гроба дочери, вот самое страшное. Это невыносимо. Боже, не дай такого пережить!
Помогая я с переездом, была шокирована огромным количеством вещей, приобретенных для здорового образа жизни. Наверное, было скуплено все, что когда-либо выпускалось в этом спектре товаров.
Товары не только приобретались, но и посещались тренинги и семинары, посвященные самосовершенствованию, здоровому образу жизни, воспитанию детей. И где результат?
Результатом были единомышленники, которые присутствовали на похоронах.
Когда болезнь не давала о себе знать, слово «рак» произносилось вслух и часто. Когда стали проявляться симптомы, это слово исчезло из лексикона и заменилось словами: «простуда», «ОРЗ», «бронхит». Мы умеем обманывать не только свое сознание, но и подсознание. Мы закутываемся в покрывало самообмана, лишь бы жить надеждой. Только она дает нам силы.