Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Все дети – люди, но люди особые – дети это совсем не маленькие взрослые. У них свой мир, свое тело, своя организация мозга и совсем свои принципы мышления, зачастую нам, взрослым, не понятные. Непонятные потому, что мы сами в себе когда-то детей задавили, точнее, попытались, но хоть «душили-душили, душили-душили», но не додушили, но убрали в дальние уголки память – что бы не мешали жить.
Живя таким недодушенным образом мы передаем и детям такие же взгляды на мир и такие же схемы поведения, и, так или иначе, часто сами того не желая, учим их «душить» самих себя. И начинаем с них, с родимых, - с эмоций.
Дети очень эмоциональны – у них до определенного возраста не сформированы те «куски» психики, которые отвечают за контроль эмоций и их понимание. Запрещая ребенку выражать свои эмоции, мы заставляем ребенка отказываться от себя, учим, как побыстрее перестать себя понимать, учим, как половчее и быстрее себя лично «придушить» под угрозой родительской расправы. При чем расправа может быть разной6 от ремня до всего лишь словесного запрета «Не реви». И потом дети вырастают такими же как и мы, их родители – где-то додушенными, а где-то не совсем свободными. Свобода появляется там же, где и ответственность. Если вы хотите, что бы ваш ребенок вырос и смог принять на себя ответственность за свою жизнь, вы должны, как родитель, предоставить ему свободу. Свободы бывают разные. Но главная свобода – это свобода выражать свои эмоции.
Принято считать, что все эмоции можно разделить на следующие большие группы: агрессия, обида, страх, стыд, грусть, радость. Конечно, разделение это условно, потому что есть еще и ярость, есть еще и зависть, есть еще и печаль и умиление и много чего еще есть, но это основные эмоции – хорошо, если вы и ваш ребенок можете их отделить и понимаете, какая эмоция о чем говорит вам.
В целом язык эмоций довольно прост, и каждая эмоции говорит человеку о чем-то, главное ее выслушать. Так обида говорит нам, что мы кого-то возложили сверхожидания и ответственность за себя (вот почему дети обижаются и имеют право это делать), грусть сообщает, что уходит что-то старое, зачастую очень любимое и мы смотрим ему во след (дети не умеют еще утешаться жизненным опытом, поэтому грустят из-за, на наш взрослый взгляд, пустяков очень сильно). Страх появляется и кричит и в нас, и в детях тогда, когда у нас недостаточно знаний о том, что происходит, а агрессия появляется когда надо что-то начать или что-то закончить. Но хуже всего стыд. Стыд появляется у всех тогда, когда личность получает ярко выраженную негативную оценку себе и демонстрации себя. Каждая из этих эмоций важна, каждая эмоции позволяет нам прикоснуться к самому себе. Если мы запрещаем детям прикасаться к себе и понимать себя, мы учим детей отвергать самих себя, отказываться от себя. Предавать себя и жить чужими интересами. Мы учим детей врать.
Однажды Чарли Чаплин сказал: «Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «Быть самим собой».
Когда человек принимает себя, он принимает все свои эмоции. Когда мы принимаем своих детей, мы принимаем и их эмоции, а принимая их эмоции, мы принимаем их. Таким простым и незамысловатым образом мы даем самое лучшее и самое важное в жизни каждого человека – осознание важности себя через принятие значимыми людьми. И на вопрос – нужны ли мы нам, нужны ли нам наши эмоции. Нужны ли нам эмоции наших детей, мы можем смело ответить – да.