Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Многие этапы созревания психики человека связаны с прохождением человека через так называемые «кризисы». У детей эти кризисы всем известны, говорят и о кризисах взрослых людей.
Но мало кто задумывается о реальной социальной жизни, которая связана с этими кризисами. Меж тем, время, когда ребенок начинает ходить в сад зачастую совпадает с так называемым кризисом трех лет и ведет к дополнительной нагрузке на ребенка.
Я напомню вам о чем идет речь, когда мы говорим о кризисе трех лет. В этот период ребенок в очередной раз сталкивается с ситуацией когда низы могут, но верхи не разрешают. Ребенок приобретает все больше навыков, которые приводят его ко все увеличивающейся самостоятельности, а родители, а также всякие бабушки и нянечки, ребенку не позволяют эту самостоятельность проявлять. Между тем ребенок к трем годам, плюс минус пара месяцев, готов учиться новому и если ему не позволять это делать он начнет проявлять симптомы кризиса все более и более явно. Нарушение сна, аппетита, повышенная капризность, гневливость, истеричность и так далее – словом, использует старые методы, только усиливая их эффективность путем увеличения аффективной нагрузки.
Кризис трех лет – это кризис социального становления, появления у ребенка, наконец, осознания что он – отдельная личность, человек, а не придаток своей семьи в целом и мамы в частности. Ребенок стремится всеми силами от мамы отделиться, в то время как (и это печально) большее количество мам старается ребенка к себе привязать. Еще более печальной картина становится, когда на словах мама заявляет одно, а на деле невербально демонстрирует другое. Например: при подружке она вздыхает что ребенок не может без мамы своей прожить и часа, а сама делает все, что бы ребенок это сделать не мог. Некоторые мамы даже демонстрируют обиду, если ребенок пытается жить своей жизнью. Специалисты называют такую ситуацию с двумя разнонаправленными посланиями «двойным капканом» и говорят о том, что многие детские, а затем и взрослые неврозы, имеют корни в ситуациях, где родители активно применяли «двойной капкан».
Итак, в три года ребенок идет в детский сад. Он, быть может, и нормально бы там освоился в большинстве случаев, если бы: а) был готов к этому б) ему дали спокойно это сделать. Все же возраст три года выбран в нашей отечественной педагогике не случайно (как и возраст, в котором дети идут в школу), и соответствует потребностям ребенка в этом возрасте: а потребности у всех детей, переживших кризис трех лет, одни. И эти потребности – социализация и использование своего психологического новообразования: отделение себя от окружающих. Социализация собственного «Я», осознание себя как субъекта собственных и не только действий, сравнение себя с другими людьми.
Если мама и другие значимые родители имеют возможность дождаться, когда ребенок вступит в начало новой эпохи, когда он будет готов взаимодействовать с себе подобными, когда это станет для него интересным – большинство проблем адаптации в саду пройдут мимо. Но только в том случае, если мамочка не будет награждать ребенка тем, о чем говорилось раньше – «двойным капканом». Ну и конечно же, необходимо учитывать особенности личности ребенка: малыш имеет право быть стеснительным, и не особо стремиться к контакту со сверстниками. В таком случае мамам могут помочь специальные сказки или рассказы, знакомящие ребенка с новым для него миром заранее. В целом же, если вы, как родитель, готовы к детскому саду и готовы слушать и слышать нужды своего ребенка, то адаптация в саду займет не так много времени, как об этом пишут и пройдет она гораздо проще. В общем, не так страшен черт, как его изображают христиане.