Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
В последнее время многих родителей беспокоит этическое и нравственное воспитание своих чад: вдруг, как с вечно неготовыми к зиме коммунальными службами Москвы, выяснилось, что мы, как родители, не очень представляем себе что такое нравственное и этическое воспитание детей и зачем оно нужно.
Непонятно, зачем уделять ребенку дополнительно внимание для чтения «добрых» книг, когда можно включить телевизор, дать PCP, и вообще снизить нагрузку с себя, таких уставших от работы в частности и жизни вообще. Но беспокойство растет: дети становятся «невыносимы» не только окружающими людьми, но и собственными родителями, увеличивается в геометрической прогрессии количество внезапных «капризов», окружающие ребенка взрослые срываются и нередко все заканчивается скандалом, а затем и непониманием – откуда?..
Психологи называют такое поведение «искаженным». Искаженное поведение дошкольников подразумевает под собой две, казалось бы, не сочетаемые вещи в одном ребенке. Скованность и необычайную стеснительность, невозможность ответить на простейший вопрос незнакомого взрослого с одной стороны, и невразумительная демонстративность с другой. Дети отводят глаза при знакомстве и демонстрируют весь набор «стеснительного» поведения при знакомстве, а через 15-20 минут уже во всю кривляются, ведут активные разговоры на взрослые темы, пытаются вести себя как взрослый, а порой и выражаются, как не всякий взрослый может себе позволить, или же позволяют себе определенные жесты, опять же – не очень согласующиеся в нашем понимании с детским возрастом.
Откуда это берется? Ведь зачастую это дети обеспеченных и образованных родителей, которые не демонстрируют в быту подобного поведения и стараются ребенка образумить, рассказывая о плохом поведении и принятых в обществе нормах этически допустимого поведения. Однако всё тщетно. Как правило, в 4-5 лет такие детки уже проявляют повышенный интерес к историям с насилием и игнорирование «добрых» историй. Они, «добрые» истории, им попросту неинтересны. Но в результате наблюдения психологов стало ясно: дети интересуются насилием только потому, что они не понимают смысла «добрых» историй. Просто не понимают этических проблем героев, даже в своей возрастной группе (уж конечно, не идет речь о проблемах, терзавших психику Раскольникова). Так в чем дело? Откуда «растут ноги»?
Психологи утверждают: всё очень просто. Пресловутые «ноги» растут из-за отсутствия в жизни ребенка родителя и присутствия в детской жизни в невероятном количестве «агрессивных» историй. Бесконечные трансформеры, роботы-убийцы, еще несколько лет назад – покемоны… Все эти «страсти-мордасти» предлагают психике ребенка один простой путь – получение удовольствия от агрессии. Формируется этот механизм довольно просто: ребенок, в соответствии с законами восприятия художественного произведения, идентифицирует себя с главным героем (или несколькими). И если в произведении существуют только агрессивные модели поведения, то ребенок, за неимением иного примера, усвоит их – пытаясь быть хорошим в представлении тех произведений, на которых он вырос. В любых «агрессивных» историях есть конкретный финал – ярко выраженная победа. Это ощущение - победного торжества - фиксируется в психике ребенка как результат агрессивных действий и для того, что бы в последствие получить сходные ощущение ребенок ведет себя уже в реальности так, как может себе максимально позволить. Ситуация, на самом деле, страшная – ведь любая агрессия, в том числе и родительская на его поведение, будет приводить у ребенка к ощущению «победы». И получается замкнутый круг: ребенок ведет себя «чудовищно», родители пытаются его приструнить жестким воспитанием, ребенок получает своеобразное удовольствие
А выход? Учить ребенка иным путям получения удовольствия. При этом не думайте, что это будет легко. Ведь по утверждения психологов, фиксация на агрессии происходит благодарю присутствию в психике каждого человека садомазохистского комплекса, который и «тешат» агрессивные истории, заставляя ребенка переживать удовольствие когда кто-то кого-то уничтожает. Или всего лишь бьет. Или сильно ранит. При этом зачастую садизму придается эстетическая функция и ребенка «цепляет» еще и определенная красота происходящего. Куда уж Сутееву соперничать с удовлетворением садомазохистского комплекса…
Однако этическое воспитание подразумевает именно, в определенном смысле, борьбу, с такими страстями садомазохизма и привитие тех норм, что мы называем «культурными». Привить их можно не только и не столько личным примером, сколько исключением (по возможности) всех «страшилок» из жизни ребенка и объяснением смысла простых и «добрых» историй, разбором сказок и рассказов. Хоть это, временами, и гораздо сложнее, чем вручить плейстейшн.