Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Любому процессу свойственны скачкообразные переходы – кризисы. В три года ребенок впервые выделяет себя как «я», и ему хочется, чтобы его заметили.
Малышу не терпится начать действовать самостоятельно. Самостоятельность подталкивает познать неопознанное, изведать неизведанное, открыть себя: кто я такой? что могу?
«Я сам!» - снова и снова повторяет ребенок, желая, чтобы в семье признали его независимость. И если взрослые не дают ему возможности выразить свое «я», ребенок поступает наперекор, выражая протест упрямством, капризами, а иногда и агрессией.
Воспитание на расстоянии.
Как построить отношения с трехлетним ребёнком, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно? Важно, чтобы он ощущал, что взрослые знают: рядом с ними не малыш, а равноправный член семьи. Последите за собой – сдерживайте желание постоянно опекать ребенка. Надел свитер наизнанку? Не переодевайте его сами, лучше в шутливом тоне укажите на эту «случайную ошибку».
Нередко взрослые, особенно бабушки и мамы стараются предупредить все действия ребенка. Старайтесь «перевоспитать себя», не вмешивайтесь, дайте возможность ребенку действовать самостоятельно. На языке психологов подобная практика называется «воспитанием на расстоянии». Оно дает ребенку ощущение свободы, самостоятельности, позволяет приобретать собственный опыт.
Советуйтесь с ребенком. Например, в магазине обязательно спросите: «Как ты считаешь, какие фрукты нам лучше купить?» Казалось, пустяк, а малыш почувствует собственную значимость.
Высший родительский «пилотаж» - предоставить трёхлеткам право выбора: «Решай сам, что ты сегодня наденешь?» Или: «Куда поедем на выходные: в зоопарк или к бабушке?» Принятое ребенком решение должно быть обязательно реализовано: для малыша важно, чтобы взрослые считались с его мнением не на словах, а на деле.
Игры и дела.
К трем годам у ребенка появляется потребность подражать, он активно осваивает ролевые игры, воспроизводя в них действия взрослых. Используйте в воспитании эту потребность ребенка, поручите ему выполнять посильные домашние дела. Малышу неплохо бы иметь постоянные обязанности, скажем, ухаживать за домашними цветами. Маленькие дети часто горят желанием помочь. «Мама, я тоже хочу пылесосить!», - просит сын. Доверьте ребенку пылесос, объяснив, как нужно выполнять работу. И непременно, похвалите, когда он ее закончит.
Позитивная оценка укрепляет веру ребёнка в собственные силы, у него формируется уверенность в своих способностях, появляется желание без страха браться за любое дело. Все эти качества необходимы во взрослой жизни.
Похвалить или наказать?
Для трехлетнего ребенка «можно» и «нельзя» - понятия абстрактные, у него слишком мало опыта, чтобы четко усвоить разницу. Без запретов нельзя, но нельзя и винить ребенка за проступок, если он о них не знал. Чтобы правильно оценить те или иные действия ребенка, взрослым важно понимать, какие психологические мотивы стояли за ними.
Вопрос «хвалить или наказать» перед родителями трехлеток встает довольно часто. Как решить, зависит от конкретной ситуации, от конкретного случая. Но, чтобы было поменьше поводов для конфликтов, важно правильно выстроить систему требований. Будьте готовы резко расширить границы дозволенного - трехлетка уже не младенец.
Есть золотое правило, чем реже применяется наказание, тем оно эффективнее. Повод для наказания должен быть очень серьезным.
Что касается похвал и поощрений - не бойтесь перехвалить малыша: высокие оценки взрослых окрыляют, побуждают к самостоятельности, активности, а это очень важно для полноценного развития личности ребенка.