Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Традиция украшать ель была столько, сколько помнит себя осознанное человечество. Однако настоящая «мода», отношение к украшению елки специальными елочными украшениями и игрушками пришла к нам из Европы примерно в 1820 годах и к 1840-ым этот элемент новогоднего интерьера – украшенная елка - стал необходимым для празднования Нового Года в любом уважающем себя доме.
Если бы Петр Первый, великий реформатор России, уделял своей стране столько же внимания, сколько Европе, то, вполне возможно. Не вышел бы его приказ, в котором, среди прочего, отдельно описывалась необходимость украшать елки или ветки: « …у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить…» и украшать ими дворовые интерьеры, поскольку традиция украшения елей известна на Руси издавна.
Но, как сказано выше, сами елочные украшения и елочные игрушки известны только с приходом настоящей моды на них. В нашей стране ель, как символ Нового Года, пытались запретит большевики и революционное время, однако впоследствии правительством было принято политическое решение о придании значимости этому празднику и использовании его в качестве дополнительного средства политпросвещения. Так, например, появилась традиция украшать верхушку ели звездой. Звезда эта вовсе не вифлиемская, связанная с христианством, а самая что ни на есть атеистичная – связанная с коммунизмом, социализмом и звездами Кремля. Тогда же появились и елочные игрушки, изображавшие часы на стенах Кремля, на Спасской башне. Сила этой насилно введенной традиции настолько сильна, что до сих пор эти елочные украшения – звезду и часы – вешают рядом. Впрочем, логически это также очевидно: не будет 12, не будет Нового Года. А 12 мы можем увидеть только по часам – вот и висит это елочное украшение на самом видном месте – под елочной верхушкой.
За столетия моды на «рождественские» деревья появились особые традиции в елочных украшениях и игрушках. Так обязательными элементами для нас является не только верхушка и часы, но и разнообразные животный мир, нечист и мир ангелов и сказочных существ (добрых). Подобной традиции не существует, например, в Европе – где многие десятилетия елка украшается стандартным набором из одинаковых шаров и лент. Дело в том, что наши предки-славяне верили в существование трех миров: Верхнего (божественного), среднего (нашего с вами) и нижнего (мир темных сил и злых духов). Отсюда и появились элементы елочных украшений, которые напоминают нам о существовании всех трех миров, даже если мы не отдаем себе в этом отчета. Отсюда же, из этих верований и появляется определенная последовательность в украшении елок игрушками: верхушка, верхняя часть елки, средняя и нижняя. При этом каждый ярус украшается своими жителями. Верхний – елочными игрушками так или иначе связанными с Богом, средний – нашей с вами бытовой жизнью, ну а нижний – миром нечисти.
Есть еще интересная традиция. Считается, что верхушку должен устанавливать глава семьи, и он же должен развешивать все сосульки, а мама, хозяйка дома, занимается обязательно шарами. Детки же развешивают всех животных и фигурки. Объяснение этому следует искат уже в иных трактовках, связанных с гендерным распределением обязанностей в семе. Впрочем, вероятно, для елочных украшений это не стол важно.
С наступающим!