Если природа — основная движущая сила процесса взросления, то какова тогда роль родителей?
К вопросу воспитания детей существует два очень разных подхода. Один можно условно назвать подходом садовника, а другой - подходом скульптора. Различаются эти подходы прежде всего вИдением ребёнка. Родители-садовники видят своего ребёнка, как существо, которым движет внутренний дух, они могут помочь раскрыться потенциалу, но не могут сделать это ЗА ребёнка. Родители-скульпторы видят ребёнка, как сырой материал, как глыбу мрамора или комок глины, где конечный результат целиком зависит от их умений и навыков.
Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму.
Родитель-садовник спрашивает себя: «Как я могу помочь своему ребёнку реализовать его человеческий потенциал?». Вопрос родителя-скульптора звучит по-другому: «Как мне максимально эффективно контролировать поведение моего ребёнка?».
Родитель-садовник больше всего озабочен тем, сможет ли его ребёнок стать зрелой личностью, родителя-скульптора сильнее волнует, получится ли у ребёнка вписаться в общество, соответствовать его запросам.
Садовники считают, что процессу созревания невозможно научить, он может только произойти. Скульпторы уверены, что умелое жонглирование кнутами и пряниками — залог успеха.
Садовники уверены, что основное участие, которое от них требуется — излучать тепло. («Теплота — жизненно-важный элемент как для роста растения, так и для детской души» Карл Юнг). Но скульпторы то знают, что всё это ерунда. Оценивание — вот что постоянно требуется от родителя, надо постоянно оценивать, насколько приемлемо то или иное поведение ребёнка.
Для садовников важно, насколько их ребёнок восприимчив, открыт к тому теплу, которое они излучают. Почва должна быть мягкой, чтобы вода проникала к корням. Для скульпторов более важна подотчётность ребёнка, возможность отслеживать эффект обучения, придания нужной формы.
Садовник оберегает и заботится о привязанности, которая является основой процесса созревания. Желая плодов, мы уделяем внимание корням. Скульптор же сосредоточен только на плодах (поведении) любой ценой.
Родитель-садовник понимает, что ребёнок заботлив, когда он хочет поделиться с бабушкой пирогом, потому что он её любит, что ребёнок ответственен, когда убирает за котом, потому что кот — его друг и зависит от него. А скульптор вознаградит ребёнка двойной порцией пирога или установит плату за вынос туалета. Этим он добьётся желаемого поведения, но муляж морковки и настоящая морковка — не одно и то же, а муляж хорошего поведения — это прямой путь к нарциссизму, когда человек изображает чувства, а не чувствует их.
Садовник доверяет природе, смене сезонов. Он понимает, что прежде чем что-то начнётся, что-то должно закончиться, что перед осенью обязательно должно случиться лето, а перед летом — весна, и что невозможно от молодого ростка требовать плодов. Скульптор же считает, что чем раньше он начнёт обрабатывать свою глыбу мрамора, тем больше у него будет времени для доведения её до совершенства.
Садовник ценит почерпнутые из книг, из жж и от знакомых знания об агротехнике, но при окончательном решении вопроса, когда садить, когда поливать и когда собирать урожай, он руководствуется своей интуицией. А скульптор считает, что его успех заключается только в знаниях и умениях.
Проблемы с детьми родителем-садовником и родителем-скульптором тоже рассматриваются по разному.
Родитель-садовник считает, что в подавляющем большинстве проблем поведения виноваты незрелость и застревание в развитии. Родитель-скульптор же уверен, что либо что-то не то с материалом (ребёнком), либо процесс обработки (воспитания) недостаточно совершенен.
Первое, что при проблеме сделает родитель-садовник — отступит, замрёт, пока не станет понятно, в чём причина проблемы. Мы не можем продолжать поливать растение, которое и так страдает от переизбытка влаги. А что сделает родитель-скульптор? — Удвоит усилия по приданию желаемой формы. Например, если ребёнок не учит уроки и выговоры уже не помогают, то давайте урежем карманные деньги.
Пожалуй хватит. И так понятно, что садовники и скульпторы в своих действиях исходят из совершенно разных картин мира. При этом, во многих случаях, и те, и другие могут вести себя одинаково, но как только ситуация изменится, их различия станут тут же видны. Разный образ мышления предопределит, как кто будет справляться с проблемами поведения.
Могут ли скульпторы создать нечто прекрасное? Безусловно. Растения бонсай, например. (Их всё-таки создают больше скульпторы, чем садовники). Или Вольфганг Амадей Моцарт.
Счастливы ли произведения скульпторов? Смогут ли они реализовать себя не только профессионально, но и психо-эмоционально? Сомневаюсь. Да и никого, кроме "произведений" (и то, не всегда) это не волнует, по большому счёту. Ведь главное форма, а не содержание.
Ольга Писарик
www.olgapisaryk.livejournal.com
Также по теме
15.04.2011
Изменения в доме к появлению малыша
Рождение ребенка большое счастье и большие перемены. Честное слово. Даже если вы слингомама и противница педиатрического прикорма. Даже если у вас миллион нянек, даже если… В общем, дело не в общем (простите за тавтологию) укладе жизни (осознать произошедшие глобальные перемены я смогла только к пяти годам дочки – когда стало ясно, что в клубы мне не ходить еще лет десять), а дело в необходимости изменять интерьер.
15.03.2011
Дети – зеркало семейных отношений
О том, что микроклимат в семье во многом влияет на процесс формирования личности ребенка, известно всем родителям. Тем не менее, не все они осознают, насколько глубока эта зависимость.
15.11.2010
Нужны ли детям сказки?
С самых древних времён взрослые рассказывали детям сказки. Сказки и былины складывались веками, их передавали из поколения в поколение.