Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Прошел первый месяц учебного года. Те родители, которые отдавали своих детей в садик в начале сентября уже имеют достаточно информации, что бы сделать вывод о том, как прошла адаптация и прошла ли она уже, или все еще длится?
Задавая вопрос об адаптации ребенка к детскому саду первое, что Вы должны узнать, причем ответив на этот вопрос честно и открыто – адаптировалась ли Я уже к тому, что мой малыш ходит теперь в детский сад и проводит там большую часть своего дня?
Особенно обратите внимание на этот вопрос, если малыш все еще к садику не адаптировался, если каждый поход в сад вызывает у него страшные слезы и жуткое горе. Отпустили ли Вы ребенка в сад? Действительно ли Вы были к этому готовы?
За первый месяц адаптация в норме может и не пройти, особенно если малыш очень уж крепко связан с мамой и до появления в его жизни детского сада от мамы не отрывался. В таких ситуациях одинаково тяжело и маме и ребенку.
Первое, что Вы должны сделать как мама, это успокоится самой. Успокоившись самой воспользуйтесь знаменитым на весь мир способом австралийского психолога Дорис Бретт: рассказывайте ребенку психотерапевтические сказки и истории. Подробнее об этом можно прочесть в ее книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Истории и сказки в легкой и понятной для малыша форме донесут до него ту информацию, которую Вы, как родитель, считаете необходимым ему дать. Если Вы не можете сами придумать терапевтическую сказку, обратитесь к книжке «Зайка идет в садик».
Сейчас давайте сверим «показания», вес ли в первый месяц Вы делали правильно для того, что бы помочь Вашему малышу адаптироваться в новой для него среде.
Первые два–три дня, максимум неделю Вы забирали ребенка из садика до сна, например, во время прогулки. Разумеется, заранее согласовав это время и с самим ребенком и с воспитательницей.
В течение следующих 5 дней Вы оставляли ребеныша на сон.
А уже спустя 15 – 20 дней после начала знакомства с садиком, малыш остается в саду на весь день или на то время, что Вы для него определили на ближайшее, но продолжительное время (например, на пол-года или на год). Не забирайте ребенка сразу после сна, даже если у Вас есть возможность – иначе малышу будет трудно влиться в общий коллектив, он будет присутствовать там «одной ногой», не участвуя в половине дня.
В дальнейшем, т.е. сейчас уже возможны три варианта развития событий:
Алиюше исполнилось два годика и мы без всякого боязни и волнения решили идти в ясли. К детскому саду я отнеслась серьезно. Учитывая при этом все и психическое состояние ребенка: стресс, страх и физическое состояние: частые простуды. И поэтому готовится к саду, мы начали заранее.
На самом деле «несадиковских» детей очень мало и, бывает, что это дети, страдающие той или иной формой десоциализации - поэтому обратите на это внимание, возможно за этими проблемами скрываются проблемы, связанные со здоровьем. Однако чаще всего, проблема именно в родителях, их отношениях к садику, их личных воспоминаниях о садике, проблеме переноса. Что тут можно посоветовать?
Сначала определитесь, не посылаете ли Вы ребенку странных посланий типа «ну что, этот мерзкий мальчик дергает тебя за нос?»,«Тетя Галя опять на тебя кричала?», «Охохоооонюшкиии, завтра снова в сад, снова будешь рыдаааать». Ребенок в таком возрасте интуитивно хочет оправдать Ваши ожидания, поэтому и будет он и рыдать, и историю Вам расскажет про несчастный обдерганный нос и накричавшую тетю Галю. Постарайтесь удержаться и от рассказов о том, как Вы тоже нелюбили детский садик, из этого Вашего честного объяснения малыш возьмет только то, что он должен, что бы радовать маму, садик нелюбить. Поэтому обязательно проанализируйте в подобной ситуации прежде всего свое поведение.
И уже на основании анализа своего поведения и того, что рассказывает Вам ребенок – делайте выводы. А не наоборот.
Помните, что все психологические проблемы решаемы, если их не запускать и уделять им достаточное количество внимания. Так что предпоясайтесь уверенностью и вооружитесь оптимизмом. Все будет хорошо!
И в заключение хотелось бы порекомендовать ряд книг, раскрывающих все проблема адаптации ребенка к детскому саду:
У вас в районе открылся новый детский сад. Причем, не обычный сад, а какой-то Монтессори. И самое удивительное – о нем сразу все заговорили. Чудо, а не сад! Так что же это такое? И почему сады Монтессори столь популярны, и родители так стремятся сдать туда своих карапузов?
Какие навыки воспитывать и развивать у ребенка дошкольного возраста? На что сделать акцент при подготовке его к детскому саду и школе?
Зачем садик нужен маме, если она не может сама сидеть с ребенком или обеспечить себе устраивающую ее индивидуальную замену - я понимаю, так что ситуацию "деваться некуда" я не рассматриваю. В данном случае речь идет только о ребенке.