Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Как часто на площадке можно увидеть истинные, не прикрытые пока еще воспитанием, страсти: дети борются за свою собственность, пока мамы увлеченно обсуждают передовые новинки памперсов и прикормов.
В конце - концов кто-то победит (вот и жизненный урок – побеждает сильнейший и неважно в чем: в голосе ли, в силе ли, в ловкости ли…), а второй участник драмы, несомненно, расстроится. Это относится и к маским разговорам и к дележке игрушек.
Можно много говорить о том, что ребенок это гость в доме, мы должны оказать ему все почести и принять соответствующим образом, что ребенок это маленькое божество и прочее и прочее и прочее… но на самом деле, в наших реалиях, выбор в воспитании зависит полностью от родителей (а чаще и вовсе только от мамы) и все душевные переживания ребенка зачастую остаются «за кадром» маминого восприятия. «Подумаешь – игрушки! Пф! Что такого? Пусть поделится немедленно!» Или ситуация наоборот: малыша с самого рождения науськивают своими вещами не делиться, вещают о правах ребенка собственного и обязанностях детей «чужих»… К большой печали педагогических монстров да и просто здравомыслящих людей – такие перегибы в отношение к детской собственности встречаются в ошеломляюще подавляющем большинстве. Мама сама принимает решение за ребенка, как ребенку относиться к игрушкам.
Видела своими глазами: у девочки лет четырех в песочнице «немауля» (прекрасное белорусское слово для обозначения еще не говорящего ребенка) взял игрушку. Девочка никак не реагирует, копается в песке, что-то строит… и тут коршуном прилетает мама – «Машенька, ты понимаешь, что он взял твою игрушку без твоего разрешения? Машенька, ты помнишь, что ты имеешь право не давать ему игрушку? Машенька, иди забери игрушку». Машенька безропотно идет с лопаткой к младенцу, бьет этой самой лопаткой «немауля» по голове и забирает свою игрушку. Толпа, как говорится, безмолвствует. Машенька и мама гордо удаляются, мама по пути приговаривает о невоспитанности собравшихся в песочнице.
Честно говоря, но мой взгляд – я сидела на лавочке и просто наблюдала за детьми, моя дочь в это время находился в другом месте – мама Машеньки потерла связь с реальностью абсолютно. Может быть, ее в детстве очень обижали и отбирали игрушки и она просто не способна увидеть того, что Машеньке на эту игрушку было категорически да с высокой горки наплевать, а треснула она лопаткой младенца лишь чтобы выполнить четкое указание мамы.
Другой пример: малыш лет трех принес с собой в песочницу игрушку, по разнообразным признакам явно любимую и дорогую детскому сердцу. Посадил на бортик песочницы и занялся своими детскими делами: что-то рыл, что-то пересыпал, в общем, был занят и от игрушки отвлекся. Когда голову поднял – с игрушкой уже играл другой мальчик, пытаясь засыпать игрушку в песок. Обладатель игрушки стал молча свою игрушку выдирать. Тот не отдавал. Малыш разрыдался, на что мама ему строго сказала «Надо делиться! Не будь жадиной!»
Но он же не хотел делиться! Это же его драгоценная игрушка!
Давайте разберемся, почему для детей так важны игрушки. Дети плохо понимают и чувствуют границы своего тела, не понимают что во время сна они никуда не исчезают и не понимают, что существуют вне зависимости от того, видит их кто-то или нет. Поэтому до определенного возраста детей так пугает-напрягает игра в прятки. Им хочется быть скорее найденными, а не тщательно спрятанными. Для детей определенного возраста проблематично отдавать любимые игрушки: ведь это все равно, что отдать какую-то свою часть – раз. Два – если игрушка исчезает из поля зрения, то ребенок о ней забывает, она для него «умирает». Это уже их личный опыт и свои любимые игрушки дети ох как не хотят отдавать! Ведь потерянная игрушка теряется буквально навсегда!
Такое положение вещей актуально до определенного возраста: примерно к трем годам (у кого-то раньше, у кого-то позже) дети учатся оставлять любимые игрушки дома, без присмотра, понимая, что с ними ничего не случится. В песочницу и на прогулку носятся отныне игрушки, к которым ребенок не то, что бы равнодушен, но спокоен.
Тут-то и время вмешаться воспитанию родительскому: помочь неохотно делящемуся ребенку делиться с младшими или, если такого желания нет, не дразнить деток своими игрушками, не хвастать лишний раз. В этом возрасте ребенок уже прекрасно понимает, какие действия могут расстроить, а какие порадовать. И тут уж родителям все карты в руки: воспитывать гуманный или более эгоистичный подход к жизни. Тут каждый родитель решает для себя. Для своего ребенка сам.
Только помните, что договариваться всегда проще, чем воевать. И маленькие детки не хотят принести вред Вашему подросшему чадушке. Так что, может быть – все же стоит уметь делиться? :0)